По сравнению со всем городом Томском, с его 400-летней историй, активная застройка этого микрорайона началась сравнительно недавно — чуть более 60 лет назад.
Станция Томск-2 – на карте Томска 1873 года не указана, на карте 1898 года — стоит особняком в стороне от города 1,5-2х верстах. Построена она была в 1896 году и являлась железнодорожной станцией Томской ветви Западно-Сибирской железной дороги. Исторически являлась первой станцией г. Томска и называлась «станция Томск», в то время как нынешняя станция Томск-I называлась «пассажирская платформа Межениновка».
Недалеко от станции проходит почтовый тракт в Иркутск — дорога ямщиков и ссыльных: Томск был крупным транзитным центром партий ссыльных на пути в Восточную Сибирь. Сюда их переправляли по реке и далее отправляли по тракту. В 1868-1871 годах для них была выстроена на окраине города за Вознесенским кладбищем (ныне корпуса Сибкабеля) (на кладбище была Вознесенская церковь – см. в разделе «Исторические сведения о церковных сооружениях в районе Томска-2») Центральная пересыльная тюрьма (ныне это здание следственного изолятора).
Во время русско-японской войны с 1 июля 1904 года рядом со станцией Томск-2 находился лазарет на Томском переселенческом пункте местного отделения общества Красного креста, где трудились сестры Общины милосердия под руководством проф. Курлова М.Г. Сюда привозили раненых и распределяли их по тяжести ранения или заболевания: легко-раненые направлялись в лазарет, тяжелые — в госпиталь Красного креста. Рядом со станцией находилась Николаевская церковь, которая была закрыта в 1925 году, а затем разрушена (ниже по тексту – историческая справка о Николаевской церкви).
После Октябрьской революции этот район начал понемногу застраиваться, особенно активно в 1941—1965 годы, когда рабочий класс эвакуированных во время войны предприятий и послевоенная волна раскрепощённых (получение крестьянами паспортов гражданина страны) колхозников строила себе доступное жильё.
Основная ориентация на работу была на предприятиях «ГПЗ-5» (подшипниковый завод), «СибКабель», на мясоперерабатывающим подразделении птицефабрики «Туганской», что в начале Барнаульского проезда (в 1990-е-2000-е это подразделение Свинокомплекса САГ, сейчас застраивается многоквартирными домами) и крупнейший городской грузопассажирский железнодорожный узел — станция Томск-II.
На 1950—1970-е приходится бурная жизнь этого района — вокзал работал на все направления из Томска, включая электрички и неэлектрические пригородные поезда.
Пассажиры поездов пересаживались здесь на транспорт до города Томск-7 (ныне Северск ), рядом (сейчас — мкр. «Каштак-I») был городской аэропорт.
Сама станция «Томск-2» носила характер основного грузового центра.
Здесь же размещалась инфраструктура поддержки железнодорожного узла — крупнейшее вагонное депо, паровозное депо, резервный парк паровозов на случай войны (расформирован к 1975 году), грузовой пакгауз, крупнейший в городе склад угля для нужд населения — предприятие «Гортоп».
Здесь же находилось отделение сортировки почты, крупнейший продовольственный центр системы «ТомПО» (кооп «Томское продовольственное общество»).
Здесь же были парк культуры и отдыха железнодорожников с павильонами «Соки-воды», парикмахерской, фонтами, танцевальной площадкой, летней эстрадой для культурно-массовых и самодеятельных представлений.
Крупнейший в городе «Клуб железнодорожников имени Сталина», он же — «ДК железнодорожников» предлагал широкий ассортимент услуг для отдыха, досуга, культурно-эстетического развития. Роскошный зал позволял ставить как профессиональные театральные постановки, так и просто смотры художественной самодеятельности. Каждый день здесь же показывали кино.
Клуб был окончательно демонтирован в наши дни, на его месте выстроена 10-этажное жилое здание – через дорогу от нашего Прихода.
Микрорайон был укомплектован объектами милиции, Вечерней школой-техникумом, баней, столовыми, в 1968 году появилось 4-этажное общежитие. Имелась детская больница и поликлиника (по ул.Транспортная, 12), которая 2007 году из-за ветхости здания (1905 года постройки) была расформирована, в июле 2008 года это здание было передано нашему Приходу для создания в нем «Дома сестринского ухода».
После переноса аэропорта в Богашёво, а также переноса основного железнодорожного пассажиропотока на вокзал «Томск-I», в который была переименована «пассажирская платформа Межениновка», массовых переселений рабочих и служащих ГПЗ-5 в дома в районе остановок «Иркутский тракт» — «Второй микрорайон» в 1970-е годы, жизнь здесь стала заметно угасать.
Площадь и транспортное кольцо у вокзала до середины 1970-х было важным узлом городского общественного транспорта — диспетчерская и конечная автобуса № 119, автобусов №№ 1 (Лагерный Сад — Сосновый Бор), 3, 6 (с другой стороны пешеходного моста через пути у вокзала), 18 (Южная — пос. Спутник), также здесь была остановка экспресса 40 (Северск — Лагерный сад). Трамвай «2» практически всегда в 1950—1970-е ходил переполненным (в настоящее время в связи с транспортной развязкой на 4-й поликлинике трамвайные пути демонтированы)
В послесоветский период многие постройки приняли капитальный («коттеджный») характер, население стало размещать в своем подворье предприятия мелкого и малого бизнеса — автомастерские, сервис и др. Сейчас этот микрорайон состоит из одно-двухэтажных деревянных домов и многоэтажек между улицами Железнодорожная и Вокзальная, а также нескольких многоэтажек на западе — со стороны ул. 79-й. Гв. Дивизии в районе Ленинского РОВД.
(по информации сайта http://www.uin.tomsk.ru/history.html и http://towiki.ru
Исторические сведения о церковных сооружениях в районе Томска-2.
К началу XX века православное население Томска достигло 50 тысяч человек, а количество приходских храмов (их было восемь за исключением монастырских храмов) с середины XIX века не изменилось. На совместных собраниях прихожан и духовенства было решено открыть новые приходы.
Преосвященным Макарием (Невским), Архиепископом Томским (1891 – 1912 гг.) была освящена Николаевская деревянная церковь на железнодорожной станции Томск II(1904 г.)
Пятиглавое одноэтажное церковное здание с шатровой колокольней было деревянным, поставленным на каменный фундамент. Объемно-пространственная компоновка являлась традиционной для деревянных церквей в Сибири: по оси (восток-запад) располагались вместительный храм с апсидой, трапезная, колокольня с притвором, крытая паперть.
В Клировой ведомости за 1911 год сообщается, что штатным священнику и псаломщику выплачивалось жалованье от Сибирской железной дороги по 600 и 300 рублей в год соответственно. Кружечные доходы в 1911 году составили 1068 рублей.
В 1912 году в храме служили священник Илия Евгеньевич Коровин (в 1937 был расстрелян – подробнее о новомученике см. ниже) и диакон Константин Алексеевич Ливанов, прихожан обоего пола насчитывалось до 1943 человека, в том числе раскольников 20 человек.
К храму были приписаны две часовни: при Томской Железнодорожной больнице и при Томском Материальном железнодорожном складе.
При храме имелось церковно-приходское попечительство. На станции Томск-II было двухклассное железнодорожное училище и приходское училище Министерства Народного Просвещения. В церковной библиотеке 150 книг.
В 1912 году старостой церкви являлся инженер-офицер Ф.Н.Яковлев.
Постановлением Томского Губисполкома от 16 января 1925 года церковь была закрыта, церковное здание было использовано под клуб для рабочих станции, затем под столовую, а позже снесено.
Другой церковью недалеко от вокзала Томск-2 была Вознесенская кладбищенская церковь (ныне территория Сибкабеля) .
Открыта в 1787 году : сначала была деревянной, но после пожара на её месте выстроили каменный храм. В 1925 году была зарегистрирована община Тихоновской ориентации. Сюда поступило имущество Николаевской церкви на ж.д.станции Томск-2 и с 1926 по 1937 год здесь служил протоиерей Илия Евгеньевич Коровин – священник Николаевской церкви, расстрелянный в 1937 году (о новомученике см.далее), приход стал именоваться Вознесенско-Николаевским. В 1929 году посещаемость церкви по воскресениям составляла 500 человек. Позже Никольско-Вознесенскую общину переведут в Троицкую единоверческую церковь. В 1936 году церковь закроют, но позже она снова станет действующей. К 1940 году она была последней действующей церковью, её закрыли решением областного Новосибирского исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся от 3 августа 1940 года. Помещение храма передано под склад швейной фабрики.
(источник : диск «Храмы Томска прот. Олега Безруких, 2004г., М.В.Фаст, Н.П.Фаст «Нарымская Голгофа»)
Исторические сведения о новомученике священнике Николаевской церкви протоиерее Коровине Илие Евгеньевиче
Родился в 1872 году в с. Мангаж Пермской губернии, протоиерей , с 1896-1903 года служил в должности псаломщика в Томском Благовещенском кафедральном соборе, в 1903 году рукоположен во диакона, закончил Томскую духовную семинарию, в 1904 году – рукоположен во иерея, служил в Вознесенской церкви до 1906 года, затем переведен в Николаевскую церковь на ЖД станции Томск 2, после её закрытия в 1925 году перешел в церковь Иоанна Лествичника , затем в 1926 году – уже будучи протоиереем до 1937 года служил в Вознесенскую кладбищенскую церковь , а также служил в Никольской (Христорождественской) церкви.
Проживал в Томске по ул.Красного Пожарника, 7-1 , в 1937 году арестован, (проходил по делу П-6955 архива УФСБ по Томской обл.) , осужден и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
21 сентября 1937 года в Рождество Божией Матери принял мученическую кончину.
Более полную статью о священнике Илие Евгеньевиче Коровине можно прочитать здесь (далее…)
————————————
Использованные публикации : 1) Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.2. Томск, 1992. С.91.
2) Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.219,362,400,405,419,423,547.
Информация опубликована на сайте «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса. http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
1 комментарий
Мне очень интересно было узнать новые факты из истории нашего города! Спасибо!