О некоторых вопросах паллиативной медицины с христианской точки зрения

Священник Николай Абрамов

1. Отношение Православной Церкви к паллиативной медицине

«Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка) а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью».
[«Основы социальной концепции РПЦ».- МП Свящ. Синод РПЦ ОВЦС, М.,2001, с.99]. Мы видим, что Русская Православная Церковь поддерживает паллиативное направление медицины, необходимое для людей, находящихся в состоянии неизлечимой болезни. Отмечая многоплановость и многосторонность помощи, которая необходима тяжелобольным людям (терминальным больным), особое значение Церковь придаёт духовному попечению о человеке. Цель же всех усилий: «подлинно человеческое завершение жизни, согретое МИЛОСЕРДИЕМ и ЛЮБОВЬЮ».

2. Неизлечимый (терминальный) больной

Исключительность данного состояния для человека часто является причиной его духовного пробуждения. Перед ним встают вопросы духовного характера, о которых он ранее с такой силой никогда не задумывался, а теперь они становятся для него самыми важными. Истина о том, что душа его вечна, что она имеет субстанциальный характер, т.е. что она не исчезнет, не разрушится вместе с разрушающимся телом, что она способна к самостоятельному бытию в духовном мире, укрепляет человека. Истина о том, что этот духовный мир существует, существует пакибытие (= еще одно бытие), есть земная реальность, но есть и еще одна духовная реальность, духовное бытие, раздвигает мировоззренческие горизонты. Эти истины придают смысл существованию человека в его тяжелейшем состоянии, в его катастрофических по земным меркам условиях. У человека появляется желание исповеди – открытия сердца своего Богу, сокрушение о своих несовершенствах и ошибках, стремление к богослужению, личной молитве, участие в Таинстве Причастия, чтения слова Божия. Все это укрепляет духовные и телесные силы человека, он вдруг обретает крепчайшую опору своего бытия, которая имеет непоколебимый характер.
Все здесь описанное у разных людей имеет разную степень проявления, от примеров очень ярких духовных взлетов, до порой полного равнодушия. И мы должны быть к этому готовы. С одной стороны, духовное, религиозное чувство – глубочайшее чувство души человека, которое принципиально свободно, с другой стороны, мы пережили семидесятилетний плен материализма и духовной дезинформации, безграмотности. Поэтому, мы, с одной стороны не должны проявлять какого-либо духовного насилия, уважая свободу духовного выбора богоподобного человека, с другой стороны мы имеем право просветительской миссии. И все-таки, многие люди находящиеся в состоянии тяжелой болезни, желают духовной помощи и ощущают ее действенность

3. Медработники, родственники и друзья тяжелобольного

Для родственников, друзей, медицинских работников терпеливый уход за тяжелым больным часто становится невыносим. Родственники видят родного, но совсем другого человека, искаженного, измученного болезнью, порою теряющего волю, трезвость ума, капризного, раздражительного. Медработник видит бесплодность своих усилий, частые смерти, которые всегда, так или иначе, ранят человека. Откуда им черпать силы? Как родственникам и близким сохранить верность болящему и любовь к нему? Откуда медработнику черпать силы, чтобы сохранить смысл своего служения и от исполнения своего долга врача, медсестры получать радость, а не подавленность апатию и истощение всех своих сил? Источник здравый и истинный один и он содержится  в Православной Церкви, которая хранит истины о Боге, Который есть ЛЮБОВЬ.

4. «О философии хосписа», высказанной на главной странице сайта

Сесилия  Сандерс, основательница современного хосписного движения, выразила основную идею, которая легла в основание философии хосписа. Суть этой идеи такова: необходимо освободить больного от боли и страдания, тогда он будет иметь возможность примириться с собой, найти смысл своей жизни и смерти.[главная страница сайта]
Конечно же, это не может быть «философией» хосписа в христианском смысле. Обезболивание, несомненно, очень важно, но все-таки это частный вопрос, который должен решаться совместно больным и врачом. Если же обезболиванию придавать философский смысл, то выраженная здесь идея в христианском смысле неверная. Христос, когда ап. Петр высказал ему подобную идею как руководство к жизни, ответил ему: «отойди от Меня сатана! ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мф.16,23)
Может быть, вернее в христианском смысле основную идею хосписа высказать иную: В исключительных условиях неизлечимой болезни человека сохранить искренность отношений, преданность и верность больному человеку, сохранить в отношениях милосердие и любовь. Это видится как самое необходимое для человека оказавшегося в состоянии неизлечимой болезни.

5. Об отношении к правительству страны

«Каким образом вопросы терминальных больных и их родственников могут достичь глаз и ушей правительства?»[ главная страница сайта]
В самой постановке вопроса чувствуется предполагаемое противостояние правительства и народа. В Православной Церкви такого духа нет, и идеи такой нет. В христианстве принято подчеркнуто уважительное отношение к государственной власти, в основании которого как слова Священного Писания, так и естественные соображения здравого смысла. Православное христианство строит свои отношения с Правительством не на основе конфронтации, но на основе соработничества, совместного служения Богу и Отчеству.

6. Об обезболивающих наркотических средствах

Из своего опыта общения с онкобольными знаю, что некоторые болящие не могли терпеть тех ужасных и лютых болей, которые приходилось переносить и с ужасом смотрели на заканчивающиеся обезболивающие наркотические препараты. Другие были расстроены тем, что медсестра ставит «лошадиную» дозу, на просьбу больной уменьшить отвечает, что это сказал врач, и она, медсестра, не силах нарушить его предписаний. Больная тогда сетовала, что ее голова уже чумная и ей от этого только хуже. Вообще, христиане стараются, на сколько возможно, оттянуть действие наркотических препаратов, чтобы сохранить трезвость своего ума, свою молитву, свое предстояние пред Богом. Известны не единичные случаи, когда онкобольным христианам удавалось обойтись без наркотиков, они были от этого рады, а мы ими восхищены и все вместе благодарили Бога.

7. От чего бывает рак?

Часто мы отвечаем: от греха. Действительно, в Евангелии Христос говорит болящему: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9,2), или: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Ин (5,14) Но нельзя забывать, что это говорит Бог человеку. Когда же к этой тайне приступает сам человек, рассуждая о другом человеке, то Господь не поддерживает такого направления мысли. Не поддержал Бог друзей Иова, которые искали вину Иова в его лютой болезни (проказе), которая с ним произошла. Остановил Господь рассуждение Своих учеников апостолов о том, кто согрешил, что родился человек слепым (Ин.9,3). О тех, на которых упала башня Силоамская, Христос говорит: не подумайте, что они были виновнее всех живущих в Иерусалиме (Лк.13,4-5). Болезни это общая наша беда и Христос ждет от всех нас изменения жизни (покаяния), взаимопомощи и любви

Источник: http://www.hospiceday.ru/

Запись опубликована в рубрике Публикации. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы