Из жития святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского

память 25 февраля / 9 марта

Переполох в Константинополе в начале 780 — ых годов.

Не так давно Византийская столица скорбела о смерти императора Льва Хозара (в 780г.) и теперь новая беда – исчез патриарх Павел. Тем не менее, слух распространился по всему Константинополю, что патриарх тайно удалился в монастырь святого Флора и там воспринял великую схиму. Императрица Ирина с молодым царем, своим четырнадцатилетним сыном Константином разыскали духовного отца. На вопрос их, почему он патриарх оставил свой престол, Павел отвечал, что не может более терпеть ереси иконоборческой в Константинополе. Тогда спросили они, почему же он молчал до сих пор, Павел ответил, что из страха человеческого молчал, а теперь раскаивается, но не чувствует в себе сил переломить положение дел в Церкви. Затем он твердо заявил, что если христиане пребудут в ереси, то невозможно будет им спастись. Тут же Павел предложил искусного делателя, который мог бы восстановить истинную веру в Константинополе.

— Кто же он?- Спросила императрица.

— Тарасий, один из участников вашего царского совета, — ответил недавний патриарх, а теперь схимник Павел.

Тарасий тогда был еще мирянином.

О святителе Тарасии.

<…> Святой Тарасий родился в Константинополе; отец его Георгий и мать Евкратия были люди благородные и принадлежали к сословию патрициев1. Достигнув совершеннолетнего возраста и получив хорошее образование, Тарасий исполнял различные должности при царском дворце; за его благоразумие и добрый нрав здесь все любили и уважали его, и он был сделан одним из царских советников. <…>

По совету патриарха Павла на первосвятительский престол был избран святой Тарасий. Перед будущим патриархом стояла нелегкая задача искоренить иконоборческую ересь и объединить Церковь Христову.  При своем избрании на патриарший престол святой Тарасий особенно настаивал на созыве Вселенского собора, чтобы осудить ересь иконоборчества и утвердить иконопочитание. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя — Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Духовные подвиги и дела милосердия святителя Тарасия.

<…> С переменой положения святой Тарасий переменил и образ жизни, хотя и прежде, находясь в миру, он по духу был уже иноком; теперь же, заняв святительский престол, он с еще большей ревностью стал упражняться в духовных подвигах и сделался ангелом во плоти, пламенея духом, ревностно работая пред Господом, подчиняя свою плоть духу и умерщвлением ее достигая непорочной чистоты, которой облечены ангелы. Изумительно было его воздержание, велико было его пощение и неустанна бодрость; немногие часы он уделял на сон, по целым ночам пребывал в молитвах и размышлении о Боге, не имел мягкого ложа, избегал мягких одеяний. Никто из прислужников патриарха не видел, чтобы Тарасий снимал с себя пояс и одежды, когда хотел на немногое время подкрепить сном свои силы; никогда святой муж не заставлял кого-либо другого снимать обувь с его ног, памятуя слова Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили» (Мф.20:28), и всегда был сам слугою себе, подавая другим пример смирения. К нищим и убогим он был весьма милостив, питал алчущих, одевал нищих, устраивал больницы и каждый день отпускал пищу со своего патриаршего двора, а в день Воскресения Христова и в другие праздничные дни устраивал для неимущих трапезу, во время которой сам прислуживал убогим. Кроме того, святой Тарасий устраивал странноприимницы и на средства, оставшиеся ему после родителей, устроил монастырь на Босфоре Фракийском, в котором собрал лик добродетельных иноков; из них многие достигли такого совершенства, что были призываемы на архиерейские престолы и являлись непоколебимыми столпами кафолической веры. <…>

Заступничество за пасомых, служение ближним.

<…> Святой Тарасий мудро правил Церковью Божией, был заступником обиженных, помощником находившимся в бедах. Так царский протоспафарий2 Иоанн подвергся за некую вину заключению и жесточайшим пыткам; избавившись ночью от оков, он прибежал к храму и укрылся в трапезе церковной, умоляя о милости и об избавлении от смерти. Тогда святитель Божий Тарасий защитил его и не выдал пришедшим за ним воинам от царицы Ирины. Они стали стеречь его при дверях того храма днем и ночью, дожидаясь того времени, когда он выйдет. Ибо они думали, что он все-таки в конце концов принужден будет выйти из церкви. Но святитель Божий, посылая ему пищу от своей трапезы, дал ему возможность не выходить из алтаря церковного; когда же ему необходимо было выходить из храма, он сам провожал его, скрывая его под своей мантией, и потом снова возвращал его с такими же предосторожностями в церковь. Так действовал он долгое время и служил человеку тому, как раб, не гнушаясь такого дела. И пас добрый пастырь свою овцу, защищая ее от смерти; наконец, своей архиерейской властью смело святой Тарасий положил предел искательству тех лиц, которые хотели умертвить находящегося под его покровительством человека: он заявил им, что наложит на них отлучение от Церкви, если они будут продолжать преследовать заключенного. Так протоспафарий освободился от суда и избежал казни, благодаря заступничеству своего доброго пастыря святого Тарасия. <…>

Кончина святителя.

<…> При исходе дня, когда по обычаю воспевали псалмы Давидовы и начали петь этот псалом: «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня» (Пс.85:1), святой Тарасий мирно предал Господу святую свою душу, причем лицо его просветлело. Этот святитель пас Церковь Божию 22 года и скончался в царствование императора Никифора3, взошедшего на престол после Ирины. Царь, весь народ, вельможи, духовные и миряне, а особенно нищие и убогие, сироты и вдовицы, сильно скорбели о нем. Ибо ко всем он был милостив, ко всем относился, как добрый пастырь, любвеобильный отец и опытный наставник, каждому помогал в бедах и несчастиях. <…>

Святитель Тарасий скончался в 806 году. Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

_____________

[1] Патрициями называлось высшее сословие в Римской, а потом и в Византийской империи, соответствовавшее нашему родовитому дворянству.

2 Протоспафарий — начальник царских телохранителей, или оруженосцев, которые назывались спафариями (от спафи — оружие, меч).

3 Император Никифор I царствовал с 802 по 811 г.

Источники:

1. Житие святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского   [Электронный ресурс] // Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского. ― Барнаул : Изд-во прп. Максима Исповедника, 2003-2004. ― Февраль.

2. Вселенские соборы / [ред.: прот. Александр Сирый, свящ. Тарасий Забудько]. – [Б. м.] : Издательство Почаевской Лавры. – 167 с.

3. Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский [Электронный ресурс] // Православие.ru. – Электрон. дан. — [Б. м.], 1999–2011. – URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life508.htm (дата обращения: 28.03.2011).

Запись опубликована в рубрике Служение святых ближним. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

    Каждые 100 рублей Вашего пожертвования продлевают работу службы на 1 час:
    это помощь нашим одиноким патронажным подопечным, это утешение больных в хосписе, это помощь немощным в инсультном отделении, это помощь бездомным, это работа образовательного центра для сестер милосердия, это продолжение капитального ремонта здания, в котором очень нуждаются все наши проекты...
  • Рубрики

  • Архивы

  • +
  • Православный календарь

    +++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++