- О служении Богу.
Людей всегда интересовал вопрос: «Как служить Богу?» Потому что главнейшая реальность, которая только есть на земле, это Божественная реальность. Но что я человек должен сделать такого, чтобы я соприкоснулся с этой духовной объективной реальностью. Естествоиспытатель придумывает различные свои опыты: физические, химические, биологические и проч., чтобы познать вещественную объективную реальность. А в духовной науке, которую Святые Отцы называли наукой наук, что должен сделать человек, чтобы соприкоснуться с её реальностью – с Божественной реальностью? Что нужно сделать, чтобы отозвался Господь?
Ответы есть в Священном Писании. И мы видим, что этот духовный опыт менялся на протяжении столетий и тысячелетий. Мы знаем, что в древности подвижники благочестия приносили Богу жертвы. Помним, как приносил жертву Каин и как приносил жертву Авель. Каин принес жертву от плодов полевых, а Авель от стада первородных от тука их самого лучшего агнца. И Господь призрел на жертву Авеля, а жертву Каина не призрел. С тех пор наверно и повелось приносить в жертву Богу тельцов и овнов. В Ветхом завете в книгах святого пророка Божия Моисея подробно описаны различные виды жертвоприношений. Но уже у пророка Давида во псалмах мы читаем:
«Восхвалю́ и́мя Бо́га моего́ съ пѣ́снiю, возвели́чу Его́ во хвале́нiи:
и уго́дно бу́детъ Бо́гу па́че телца́ ю́на, ро́ги износя́ща и па́знокти» (Пс. 68,31-32).
Т.е. песнь моя и хваление мое Богу будут угодны Богу более, чем юный телец с рогами и копытами;
Видимо, жертвоприношения Богу принимали всё более формальный характер, а ревность о доме Божием снедала Давида, и он написал песнь сердца своего Богу: Псалтирь — 150 псалмов, которыми до сих пор пронизано всё наше богослужение. Очевидно, Давида беспокоило внутреннее состояние души человека, приносящему Богу жертвы, сердце его должно быть обращенным к Богу и «петь» Ему псалмы и молитвы. Вспомним:
«восхвалю́ Го́спода въ животѣ́ мое́мъ, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже е́смь» (Пс. 145,2).
Или:
«… всесожже́нiя не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу ду́хъ сокруше́нъ…» (Пс. 50,18-19)
Или:
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;…
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,8-14).
Можно вспомнить псалом 39, но не будем утяжелять повествования.
Одним словом, мы много найдем подобного у Давида в его Псалтири, где Давид наполняет внутренним духовным смыслом жертвоприношения Господу.
В Евангелии мы обращаем внимание на то, что, Тот Кто просвещал Давида Духом Своим раскрывает пред людьми дальнейшие тайны служения Богу, раскрывает пред нами истинное служение Богу истинный духовный опыт богопознания, чтобы Тот, о Котором сказано, что Он есть любовь непременно откликнулся подвижникам своим и призрел на служение их.
- Воскресное Евангелие (Зач.71, Лк.13, 10-17).
«10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».
- Краткое пояснение.
Итак, как ранее отмечает евангелист Лука (Лк.4,16), «по обыкновению Своему» Христос в субботний день был на сонмище (в синагоге), наверно Он по обычаю прочитал что-то из Священного Писания, а потом учил народ. В синагоге была скорченная вот уже восемнадцать лет женщина и Христос исцелил болящую. Начальник синагоги возмутился, и народ, по-видимому, согласился с ним, потому что тот ссылался на закон Моисея и на святость субботнего дня. Но Христос упрекнул его в лицемерии, т.е. что тот не искренно говорил, и, скорее всего, позавидовал Ему, что теперь к Нему (Христу) была вся полнота внимания народа. А затем Христос обратился ко всем людям, к каждому из бывших на сонмище (в синагоге):
— А вы волов-то своих сегодня отвязали от яслей? Напоили их? А ослов-то своих сегодня напоили?
Вопрос Христа был риторический и потому сердце всякого слушающего отвечало: «Ну, да! Конечно, да! Суббота или не суббота, а скот-то без воды не оставишь, надо напоить.
И вдруг Христос говорит: «А болящей-то! Дщери Авраамовой разве не нужно было помочь?»
Христос как бы говорит народу: «Вот вы о скотах больше заботитесь, чем о людях!»
Таким рассуждением Христос утвердил истинность Своего дела, что Он Как истинный Сын Божий, Бог воплотивший, исцелил болящую.
И противящиеся Ему сначала теперь стыдились, ибо понимали, что верно Он говорит. А народ радовался о всех славных делах Его.
- Новое служение Богу
Авель был прав! Он истинный пророк, и агнец его и сам он прообразы Господа нашего Иисуса Христа. И потому мы совершаем непрестанно Новую Жертву Нового завета во время наших Божественных Литургий и будем совершать это служение до скончания века.
Давид был прав! Наше служение пронизано его псалмами и песнями, во время нашей главной евхаристической молитвы: Мы поем: «Милость мира, жертва хваления…». Мы непрестанно исповедуемся, чтобы дух наш был сокрушен пред Господом. Но вот теперь Христос нам указывает на ещё одну особенность служения Богу:
Исповедовались – сердце сокрушили, псалмы пропели, Евангелие прочитали, слово (поучение) сказали и внимали ему — молодцы! Безкровное жертвоприношение совершили и вкусили от него — причастились! Прекрасно! Но Христос как бы спрашивает нас: «А больные-то есть среди вас, немощные есть окрест вас? Вы больным-то ближним вашим помогли?» Даже ещё более сильно спрашивает нас Христос: «Вы собак своих прогуляли? А колясочники, которые восемнадцать лет на улице не были, вы не подумали помочь им выехать на улицу?»
Поэтому, думается дорогие братья и сестры, Христос раскрывает перед нами новое служение Богу, который есть Любовь. И это служение непременным своим составляющим должно иметь служение милосердия и любви немощным и нуждающимся нашим ближним. Тогда истинные будут наши псалмы, и истинное сокрушение и истинное жертвоприношение и причастие его. И непременно, если это служение будет совершаться не лицемерно, но искренно, Бог, который есть любовь, откликнется нам, и мы опытно ощутим присутствие Источника божественной любви в этом мире и в своих сердцах.
Протоиерей Николай Абрамов.