- Евангелие о самом главном в Законе.
«25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
Так начинается знаменитое Воскресное Евангельское чтение (Лк.10, 25-37), которое мы привыкли называть — «Притча о милосердном самарянине». Замечательно, что в параллельных Евангельских текстах от Матфея (22, 35-40) и от Марка (12, 28-34), которые повествуют о подобном вопросе законника (или «книжника» по евангелисту Марку), этот вопрос звучит несколько иначе:
«Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22,36),
«Какая первая из всех заповедей?» (Мк.12,28).
То есть Христа спросили о самом главном в законе, среди всех многочисленных постановлений, предписаний, заповедей закона что самое главное? Чтобы знать это главное и это главное не упустить. Как Христос потом пояснил, что всё прочее в законе и у пророков утверждено на этом самом главном! (Мф.22,40)
Получается, что вопрос: «Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» равен вопросу: «Какая самая главная заповедь в законе?» Это понятно. Закон для спасения. Спасение — самое главное. Если мы на море в опасности, то для нас важно, что мы сейчас должны сделать, чтобы спастись? И это одновременно должно быть и главной морской заповедью. Иначе какой смысл, если мы что-то «главное на море» исполнили и … все погибли. Так и в духовной жизни главное равно спасению! Поэтому, сейчас мы прочитали Евангелие о самом главном – о спасении и о главной заповеди.
- Кто мой ближний?
«26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»
Кто мой ближний? Этот вопрос действительно может показаться нам не праздным, когда задумаемся о нем. Кто действительно родной близкий мне человек? Часто самые близкие родственники, может показаться, нас и не понимают, не разделяют с нами наших убеждений и взглядов. А другие над нами подшучивали, посмеивались. Кто-то нас прямо оскорблял и обижал. Кто-то не оказывал должного уважения. Кто-то совсем не принимал все наши идеи. Кто-то унижал нас. А кто прямо вредил даже. Кто наш ближний-то, кто родной наш? Кого бы я возлюбил, как самого себя? Или, как сказал поэт, с кем бы на два голоса пел? Кто он, где он? Часто мы не видим таких вокруг себя. Кто-то говорит такое просто невозможно найти такого близкого человека. Наш гений написал: «другому как понять тебя?», а некто написал целый роман «Сто лет одиночества»… Ну и кто тогда наш ближний? Кого любить-то? Непонятно! Ближнего по пространству? Но душе недостаточно ближнего по пространству, душе нужно большего – душе нужно внутреннего измерения! Душа жаждет духа! Кто мой ближний? Ближний мой, где ты?
Вопрос не совсем простой, и Христос отвечает на этот вопрос изложенной в Евангелии притчей.
- Священник и левит прошли мимо.
«30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо».
По притче Христа священник прошёл мимо, левит прошёл мимо … Этой притчей Христос поднимает величайшую религиозную проблему: оторванность часто весьма пунктуальной, разработанной до мелочей религиозной жизни (религиозного ритуала) от нравственного содержания. По глубинной мысли, которая присутствует в этой притчи, религиозная жизнь, которая никак не связанной с нравственной жизнью это неверная религиозная жизнь. Религия, которая потеряла нравственное измерение, потеряла величайшую составляющую своего религиозного опыта. Поэтому она становится надуманной, мечтательной, прелестной, неистинной. Она становится духовным заблуждением, это духовная гибель религии. Этой притчей Христос навсегда придал христианской религиозной жизни нравственное содержание. И провел четкую грань, отделяющую христианское богопочитание, природно связанное с почитанием человека, от иных почитаний Бога, безразличным к почитанию человека, безразличных к нуждам и проблемам его.
Поэтому, обратим внимание, в параллельных евангельских текстах (от Матфея и от Марка) законник и книжник спрашивали об одной заповеди большей и первой. А Христос указал им на две заповеди (Мф. 22, 37-39):
1) возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;
2) вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
Мы видим, что Христос связал религиозный опыт с нравственным! Религиозный опыт, не имеющий нравственного измерения, ложный! С другой стороны, Христос придал нравственному опыту религиозное основание. Можно подобно предыдущему сказать и о нравственном опыте: нравственный опыт, не имеющий религиозного измерения, ложный. То есть добро, не имеющее духовного религиозного основания, не есть настоящее добро.
- «Самарянин же некто… милосе́рдова»
«33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Замечательно, что по мысли Христа кто бы не был человек по своей национальности или религиозному убеждению, он хранит в себе изначальный образ Божий и, если он обратится к своей первозданной духовной природе, которая по слову одного из учителей Церкви (Тертуллиана) – христианка, то он обратится к началам христианской нравственной жизни. Душа всякого человека по природе христианка! Если человек обратится к исходищу своему – к совести своей, не затененной поздними обычаями, то он будет недалек от истины! Думается, что это одна из причин, почему христианство стало мировой религией. Нравственная укорененность христианства делает его понятным всем народам и является одним из главных условий его благовестия среди всех народов. Именно поэтому, несмотря на трехвековые гонения, христианство распространилось по всей вселенной древнего мира.
- «Кто ближний попавшему к разбойникам?»
Итак, кажется, мы приступаем к главному вопросу притчи(!), закончив, которую Христос вопросил недоумевающего изначально законника:
«36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»
Кажется, совсем не задумываясь, но, как будто ясно теперь созерцая ответ, законник сразу же отвечает:
«37…оказавший ему милость.»
Вот оказывается, кто наш ближний: «Оказавший нам милость!!!» Только не тогда, когда были в полном довольстве, но когда испытывали действительную настоящую нужду, да ещё пара человек прошли мимо нас… Христос так божественно гениально рассказал притчу, что законник, проникнувшись смыслом и сюжетом повествования, услышав вопрос: «Ну и кто ты думаешь был ближний попавшему разбойникам?» и, видимо ясно ощутив себя на месте этого несчастного человека, не задумываясь сразу отвечает: «оказавший ему милость»!
Удивительно! Христос перезадает вопрос: ты, человек, находясь в довольстве и добром здравии спрашиваешь: кто мой близкий? И никого не находишь близкого себе по взглядам, по интересам, по предпочтениям, по тонкостям богословских, философских, литературных, эстетических, профессиональных, житейских и проч. предпочтений. И тебе действительно неясно и непонятно, кто твой ближний? Действительно «другому как понять тебя?», не находя таковых, действительно ты от этого «сто лет одинок», т.е. всю земную вечность, всю жизнь свою(!), так что и спеть-то тебе не с кем(!). Но теперь книжник ясно представив себя по притче в бедственном положении, вдруг, с очевидностью проговаривает: «сотворивший милость»(!) Вот, дорогие братья и сестры, выход из тупика в вопросе о ближнем(!), указанный нам Христом.
Когда мы попали в самую, что ни на есть переделку: заболели, обеднели, постарели, оказались на чужбине, в тюрьме, в больнице, в несчастье, в горе, оказались голодными, холодными, раздетыми и проч. и проч.… Кто тогда наш ближний? Тогда ответ становится очевидным: «сотворивший милость с нами» («оказавший нам милость»).
- Ближний наш – сотворивший нам милость, когда мы очень в ней нуждались.
Какое чудо! Дорогие братья и сестры! Ближний нам тот, кто сотворил нам милость, когда мы очень нуждались в ней! Вот кто наш ближний! Христос понимает наше состояние «мудрых и разумных» и понимает, что не найти нам в этом состояние ближних. И чем более мы «мудры и разумны», тем более одиноки. Но Христос, как истинный наш творец и создатель, знает, что в нас есть ещё один духовный полюс внутреннего бытия – сердечный, тот, где коренится милосердие и любовь, вот этот наш сердечный полюс Христос вдруг оживляет своей притчей и спрашивает:
— Ощутил теперь свое бедствие?
— Ощутил.
— И кто теперь твой ближний?
— Сотворивший милость!
Как-то в Евангелии Христос воскликнул:
«славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11,25-26).
Т.е. этот сердечный полюс понимания кто наш ближний открывается у тех, кто вдруг ощутит свое младенчество пред тайной бытия, кто вдруг ощутит, что все наши измышления пред Господом ничтожны, кто в сердце, как младенец искреннейше, может воскликнуть: «Отче наш, …помилуй нас».
- «Иди́, и ты́ твори́ та́кожде»
Рече́ же ему́ Иису́съ: «Иди́, и ты́ твори́ та́кожде».
Удивительно, что, так изящно разрешив вопрос законника, Христос не останавливается на этом! История могла на этом и закончится, но Христос доводит её действительно до логического конца, т.е. для пользы вопрошающего. Святитель Иоанн Златоустый любил повторять, что нам необходимо не отвлеченное знание, когда мы нечто рассудком своим уяснили, поняли, но нам необходима душевная польза! Когда мы не просто поняли умом, но когда мы всем своим существом осознали это, как некто мне недавно написал: «кожей ощутили». Христос ждет от нас опытного познания, от которого бы душа наша изменялась в направлении к христианскому идеалу.
Поэтому Он как бы и говорит законнику:
— Ты понял кто ближний попавшему разбойникам?
— Да, понял!
— Но тогда: «Иди́, и ты́ твори́ та́кожде»
- Главная заповедь в Законе
Христос говорит вопрошающему его: «Иди и ты твори такожде!»
— А как такожде?
Совершим дело милосердия и божественно любви! Не пройдем мимо попавших в беду! Будем искать действительно нуждающихся людей и творить им милость! Чрез служение милосердия и любви мы станем роднее и ближе друг другу. И так исполним главную заповедь Божию, и милостью Божией спасемся. Если милость наша будет истинная, безкорыстная, сердечная, то возникнет то единство, о котором молился Христос в своей первосвященнической молитве:
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, …и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино» (Ин. 17,21-23).
Протоиерей Николай Абрамов