«Возвещайте совершенство Призвавшего вас!»

День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2021 году выпал на 7 февраля. В сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской и небесный покровитель «Дома сестринского ухода» — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, исповедник, в миру профессор Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), хирург, лауреат сталинской премии за вклад в медицину, и при этом 11 лет находившейся в сталинских гонениях за то, что не отрекся от Христа.  

На нашем сайте собран достаточно обширный материал по житию святителя Луки, о его небесном заступничестве о нас, о нашей службе, о больных, немощных, обо всех, кто нуждается в его помощи…

Сейчас мы хотим познакомить вас с книгой о святителе Луке, которую составил архимандрит Дамаскин (Орловский), историк, доктор исторических наук, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. 

«Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского», издательство Оптиной Пустыни, ISBN 978-5-86594-260-3.

«Возвещайте совершенство Призвавшего вас!»

Житие святителя и исповедника Луки, почитаемо­го сегодня практически всем христианским ми­ром, наверное, менее всего нуждается в предисловии. Народная любовь к нему равносильна той горячей и бла­годарной любви, которую испытывают верующие к вели­ким угодникам древности — святителю Николаю или ве­ликомученику Пантелеймону. Рака с мощами святителя, находящаяся в Троицком соборе города Симферополя, давно уже стала местом исцелений и непрекращающегося паломничества, а уж переизданий его жизнеописания и вовсе не счесть.

И все же издание, которое сейчас вы держите в ру­ках, заслуживает особого, серьезного и внимательного прочтения, ибо содержит ряд весьма важных аспектов, которые в основной массе книг о святителе Луке про­сто отсутствуют.

Господь судил архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому) пройти долгий жизненный путь. Настолько долгий, что он вместил в себя огромный отрезок русской исто­рии — от правления императора Александра II до са­модурства Никиты Хрущева. От Русско-турецкой войны до Русско-японской, революции, Гражданской войны, двух мировых. Судьба этого удивительного иерарха и выдающегося ученого настолько многогранна, само­бытна и насыщена событиями, что ее с лихвой хватило бы на несколько человеческих судеб.

Читайте также:  Безмездный целитель святитель наш Лука

И если бы перед церковными историками была по­ставлена задача на примере всего одного жития дать объемную характеристику периода гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке, то житие священ- ноисповедника Луки, наверное, подошло бы для такой цели как никакое другое. Получился бы портрет эпохи репрессий в самых сочных красках, запоминающийся, не оставляющий равнодушным ни читателя-христиа­нина, ни человека далекого от вечных духовных тем.

В одной из публикаций архимандрита Дамаскина (Орловского) есть высказывание о том, что Церковь имеет влияние на общество не только и не столько тогда, когда открывает обществу христианские идеа­лы, но когда являет миру «реальных носителей» этих идеалов. И это действительно так. То научение и то просвещение, которое получает человек, воочию уви­девший Божьего праведника или услышавший живое слово, исходящее из его совестливого и мужественного сердца, ни с чем не сравнимо по силе благодатного воз­действия на душу.

Что же касается наших новомучеников и исповед­ников веры, то тут мы, поколение христиан XX—XXI ве­ков, оказываемся обладателями неоценимого сокрови­ща: Церковь предлагает нам сегодня жизнеописания, основанные не на эмоциях, пусть и самых благород­ных, и не на «фактах», которые невозможно проверить, а на объективном и всестороннем исследовании кор­пуса всех возможных и доступных архивных докумен­тов. Таково и предложенное вашему вниманию Житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским).

Существует несправедливое, но достаточно прочно укоренившееся в сознании людей суждение, что правда далеко не всегда необходима. Что объективное знание способно всего лишь надмевать, а любой критический анализ такой тонкой гуманитарной сферы, как, например, человеческое страдание в годы репрессий, — ни много ни мало — грех против закона любви.

Но на деле можно со всею ясностью убедиться в об­ратном. Научный подход агиографа-профессионала не только не умалит подвига действительно святого человека, но сделает его, что называется, более зри­мым для нас, более отчетливо оттенит характеристики подлинной святости и не позволит нивелировать досто­инство мученика или исповедника, поставив их в один ряд с теми, кто, несомненно, заслуживает сострадания, но увековеченным в святцах быть не может. Знание наиболее полной картины жизни святого, включаю­щее в себя и его заблуждения, и досадные ошибки, а подчас и случаи нравственных падений, способно не разрушить, но еще более укрепить веру в великое и всепобеждающее милосердие Создателя, любящего творение Свое.

Читайте также:  Отрочество и юность свт.Луки. Рисовальная школа. Обещанное продолжение рассказа о жизни святого.

Поэтому в предложенном Житии читатель увидит не только бесстрашного пастыря и самоотверженного врача, любящего семьянина и строгого ревнителя уста­ва, страдальца, выдержавшего пытку «конвейером», и блестящего ученого, остроумно парировавшего ко­щунственные колкости безбожного окружения… Увидит не только подвижника редкой силы духа и веры, но и че­ловека способного заблуждаться. Увидит не только зна­менитого архиерея, собиравшего на свои проповеди полные храмы, но и человека, рядом с которым было непросто. Бессребреник, ходивший в залатанных под­рясниках и делившийся последним с нуждающимися, святитель мог в канонических вопросах проявить та­кую жесткость и принципиальность, что был неудобен не только для безбожных властей, но и в кругу сво­их — церковной иерархии, оправдывавшей свою пас­сивность и малодушие непростыми реалиями эпохи. Словом, увидит живого, невыдуманного, небезупречно­го, но с недремлющей совестью человека, у раки мощей которого мы не только можем теперь попросить себе чуда телесного исцеления, но и дара гораздо более цен­ного — решимости следовать велениям совести. 

Время, в котором жил и отстаивал верность хрис­тианским идеалам святитель Лука, было настолько сложным и драматичным, что, рассуждая в категориях элементарной гуманности, людям в подобных услови­ях можно было извинить любую слабость, любой ду­шевный надлом, оправдать любое внутреннее колеба­ние. Ведь человек оказывался между жизнью и смер­тью, терпел голод и холод, унижение и страх, томился в тюрьмах и на каторжных работах!

Но вот прошли годы, стремительно пролетели де­сятилетия, и Церковь наша, чей клир в XX веке был практически весь уничтожен, а большинство храмов взорвано и поругано, снова живет полнокровной жиз­нью: совершаются великие и благодатные таинства, звучит слово проповедников, разносится благовест колоколов… Чудо это стало возможным лишь благо­даря той высокой цене чести и бесстрашия, которую заплатило малое стадо новомучеников и исповедников. Не испугавшиеся окончить свою земную жизнь в без­вестных могилах, не оговорившие надопросах своих единоверцев, отрекшиеся двоедушия и неправды, они, праведники-одиночки, среди которых был и ученый- архиерей, и простой церковный сторож, — виновники нашего благополучного сегодня.

Читайте также:  Накануне праздника святителя Луки в нашем храме отслужили праздничные богослужения

Еще в юности своей будущий святитель и исповед­ник после глубоких сердечных раздумий пришел к выводу, что не может, не вправе жить так, как ему нравится. Незадолго до кончины он обращался к пастве в одной из своих проповедей с такими словами: «Живите так, чтобы быть этими малыми, незаметными, неведо­мыми миру, но ведомыми Богу святыми… Возвещайте, все вы возвещайте совершенство Призвавшего вас в чудный свет Свой!»[1]

А дальше — свой выбор делает каждый из нас. Но для совести настоящего христианина, в какую бы эпоху он ни жил — мира или революционных потрясений, — этот выбор становится неизбежен.

Монахиня Евфимия (Аксаментова) [2]

 

Издание содержит уникальные иллюстрации из фондов Музея святителя Луки, архиепископа Симфе­ропольского и Крымского, в Свято-Троицком жен­ском монастыре города Симферополя; Издательского совета Русской Православной Церкви; Регионально­го общественного фонда «Память мучеников и испо­ведников Русской Православной Церкви», а также из частного собрания кандидата медицинских наук А. Е. Яковлева.

————————————
[1] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Проповеди годового круга. М. 2009. С. 606.

[2] Монахиня Евфимия (Аксаментова), в миру Наталья Леонидовна родилась 18.11.1968 г. в Иркутске в семье педагогов. С 1989 г. — инокиня Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, участвовала в восстанавлении Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Поэт, писатель. Долгое время несла послушание келейницы архимандрита Кирилла (Павлова) († 20 февраля 2017), ухаживала за ним во время его смертной болезни. 

Запись опубликована в рубрике Святитель Лука. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы