14 февраля 2020 года состоялась встреча в «Доме ребенка»: анализ работы за предшествующий год и планы на будущее

ВСТРЕЧА

В октябре 2018 года сестры АНОЗ «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» начали свое служение в ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Изучая проблемы развития детей раннего возраста в условиях «Дома ребёнка», мы обратились к широко известным научным достижениям детской и возрастной психологии, которые свидетельствуют о том, что одним из основных факторов развития гармоничной личности является сформированная привязанность к значимому взрослому.

В «Доме ребёнка» работают квалифицированные специалисты, педагоги, врачи, воспитатели, психологи, дефектологи, логопеды, которые стараются  скрасить будни малышей, оставшихся без попечения родителей. Дети  ежедневно получают должный уход, лечение, психолого-педагогическую реабилитацию, но, несмотря на все старания сотрудников, в условиях учреждения и без родительского тепла, тяжело сформировать привязанность к «близкому взрослому», необходимую для полноценного эмоционального и физического развития ребенка.

Совместно с руководителем и добровольцами «Дома сестринского ухода» мы приступили к реализации проекта «один волонтер+один ребенок». Суть проекта такова: один доброволец посещает одного ребенка регулярно и на протяжении длительного времени, с целью формирования тесной привязанности у малыша к «близкому взрослому». Волонтеры посещают деток в двух корпусах  ОГКУЗ «Дом Ребёнка» по улицам Карла Маркса и Вершинина.

В «Доме ребёнка» по ул. Вершинина, 40, 14 февраля 2020 года состоялась встреча руководителя «Дома сестринского ухода» протоиерея Николая Абрамова, педагогов-психологов Стрельниковой Елены Викторовны, Индукаевой Марины Сергеевны, и сестер Ахметхузиной Светланы Павловны, Бутаковой Елены Александровны, Пискловой Натальи Витальевны Саломатиной Ольги Владимировны. Цель совместной встречи — проанализировать результаты работы за предшествующий год и наметить планы на будущее.

С первых минут встречи стало ясно — наше служение не бесполезно! Марина Сергеевна и Елена Викторовна рассказали о положительных изменениях у наших подопечных детишек. Влад, Дарина, Камал, Саша, Марк, Алёна, Устинья — дети с отягощенными диагнозами и отставаниями в развитии, стали доверять нам и активнее познавать окружающий мир. Светлана каждое своё посещение к Дарине превращала в увлекательные игры, которые понимали только они двое. Дарина научилась ходить, интересоваться окружающим миром. Стала искать взгляд «своей» Светланы, проситься «на ручки». Впервые засмеялась. Саша стал с удовольствием ходить на прогулку, ведь Оля учила мальчика наблюдать за природой. Он узнал, что можно рассматривать одуванчики на лужайке, приседая на корточки, коленками касаясь земли. Теперь Саша уже не мог пройти мимо и подолгу рассматривал  цветы, травку, опавшие листья. Влад очень любит музыку, и я всегда напеваю детские песенки. Мы пытаемся произносить речевые слоги, похожие на повторение отрывков из песен. Владик научился держать самостоятельно ложку, подниматься и спускаться по лестнице. Начал смотреть прямо мне в лицо, «глаза в глаза». Это очень радует, когда малыш не отстранен, а смотрит именно на тебя. Ощущаешь, что в этот момент он понимает тебя сердцем. Марк недавно обрёл «своего взрослого» в лице нашей сестры Натальи. К Илье с января 2020 года начали ходить студенты медицинского колледжа Галина и Полина, ещё совсем юные, но ответственные добровольцы.

Елена Викторовна и Марина Сергеевна вручили батюшке и нам, сестрам, письма, в которых выражали искреннюю благодарность за помощь в развитии индивидуальных близких отношений с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья и оставшегося без попечения родителей. От этого стало тепло на сердце. С радостью мы приняли от педагогов методическую литературу: «Рекомендации по организации развивающих игр, развлечений, при планировании «индивидуальных встреч» с детьми», кондуктивные карты, где мы можем отслеживать динамику развития своих подопечных, блокноты для ведения дневников.

Потребность в привязанности — то есть в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением — является необходимым условием для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок учится различать свои чувства и чувства других, строит социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, лучше справляется со стрессом и переживаниями, развивает чувство собственной значимости, проявляет любовь и нежность к другим.

Детям в условиях «Дома ребёнка», важно иметь такое индивидуальное общение, встречи с «близким взрослым» именно «здесь и сейчас»,  в настоящие моменты их жизни. Волонтеры дарят им уверенность в том, что они кому-то нужны, ведь диагнозы некоторых деток не дают надежду, что когда-нибудь они попадут в семьи, где всегда будут рядом «близкие взрослые».

Мы верим и надеемся, что «индивидуальные встречи» останутся в их памяти, а те навыки и умения, что они приобрели благодаря стараниям волонтеров, возможно, помогут им в дальнейшем обрести любящие семьи.

Вторая часть нашей встречи проходила уже за чашкой ароматного чая и вкусными булочками. Каждый из участников высказывал свои мысли, внутренние переживания, ощущения по поводу реализации такого важного и необходимого проекта. Отец Николай порекомендовал волонтерам вести «дневник о посещениях» наших подопечных, ведь так мы можем более детально замечать стадии формирования индивидуальной привязанности и динамику развития ребёнка. С 2020 года добровольцы будут при каждом посещении заполнять  «Журнал посещения волонтёров», который находится на вахте обеих корпусов.

Встреча не ограничилась анализом совместной работы над проектом. Как мы и надеялись, а в душе искренне желали, есть необходимость в иных видах помощи ребятишкам и персоналу «Дома ребенка». Педагоги-психологи озвучили нам насущные потребности: сопровождение малышей при выездах за территорию «Дома ребенка», помощь воспитателю во время прогулок с детьми из паллиативного отделения. Ещё одна проблема, с которой приходиться сталкиваться педагогам «Дома ребенка», — это материальные и житейские трудности молодых мам, которые вынуждены были оставить в учреждении своих детишек до улучшения своего социального положения. Им тоже нужна помощь и поддержка. По словам отца Николая, «будем помогать теми средствами и силами, которыми располагаем», с упованием на всесильную помощь Господа нашего Иисуса Христа.

Все мы, участники встречи, разошлись воодушевленные и окрыленные, с планами на дальнейшее сотрудничество!

Р. S. Фото на память

Авторы: педагог-психолог ОГКУЗ «Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» Стрельникова Елена Викторовна, доброволец АНОЗ «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» Бутакова Елена Александровна.

 

Запись опубликована в рубрике Дом ребенка. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы