Из жития праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

память 2/15 января

О милостивой Иулиании мы почерпаем сведения из краткого описания ее жизни, которое составил сын ее Калистрат, по народному прозвищу Дружина, Осорьин вскоре после 1614 г. В том же XVII в., но позже, на основании некоторых новых известий и первого сказания, составилось второе распространенное житие праведной Иулиании (вероятно, в Муромском Спасо-Преображенском монастыре).

Милостивая Иулиания показала в нашем отечестве такой же пример благочестия и чистоты духовной, какой в глубокой христианской древности на востоке явили женщины преподобному Макарию. Ее жизнь поучает нас, что и в миру, в семье, среди забот о детях, муже и домочадцах можно угодить Богу не меньше тех, кто покидает мир для монастырской келии: нужно только жить по требованиям Христовой любви и евангельской правды.

Праведная Иулиания родилась в дворянской семье от благочестивых родителей Иустина и Стефаниды Недюревых в 30-х годах 16 века. После смерти матери в  шестилетняя  Иулиания  воспитывалась в доме своей бабки Анастасии Лукиной. После ее смерти Иулианию взяла к себе на воспитание ее тетка.

Праведная Иулиания почитала свою тетку, была во всем послушна ей и неизменно смирялась перед своими двоюродными сестрами, хозяйками дома, молчаливо снося их обиды и укоры. Но по своей жизни Иулиания не была похожа на сестер: она не любила игр, забав и шалостей, на которые падка бывает юность, а отдавалась посту и молитве. Эта разница в поведении между Иулианией и ее сестрами вызывала не только у сестер, но даже и у рабов издевательства и насмешки <…>

С юных лет Иулиания во всем старалась угождать Богу, предпочитая детским играм и забавам пост и молитву. Во всем она была послушна своей тетке и смирялась перед своими двоюродными братьями и сестрами, «молчаливо снося их обиды и укоры».

Чуждаясь девических потех и забав, Иулиания за то с удвоенной силой отдавалась труду, — тем рукоделиям, которые в старину процветали в дворянских домах, особенно пряденью и шитью в пяльцах. За этими занятиями праведная просиживала ночи. Но не для себя работала Иулиания: она обшивала и обряжала бесприютных сирот, вдов и малосильных больных, которые были в той деревне. Для них-то они и трудилась, не покладая рук, не допивая, не доедая, не досыпая. Молва об ее человеколюбии разнеслась по окрестностям и вызывала удивление к ее добродетельной жизни. И, что всего поразительнее, — высокое смирение и безграничную любовь к ближним Иулиания добыла лишь из глубины своего чистого, христиански-кроткого сердца. У нее не было руководителей и наставников; она не умела читать Священного Писания и брать оттуда уроки; за время своего девичества она даже не посещала храма Божия, так как его не было по близости.

В шестнадцатилетнем возрасте Иулиания была повенчана с богатым муромским дворянином Георгием Осорьиным. «Иулиания своим тихим, кротким характером, всегдашней лаской и приветом скоро приобрела любовь не только свекра со свекровью, но даже золовок, которые обычно не ладят с невестками. Полюбили Иулианию даже и дальние родственники Осорьиных и близкие к ним люди. Ее искушали разными вопросами, чтобы разузнать ее характер, но она постоянным приветом и добротой, кроткими и мягкими ответами обезоруживала совопросников и мало по малу приобрела любовь даже и тех, кто в начале не доверял ей».

Хлопоты по дому и хозяйству не поглощали всего внимания блаженной Иулиании, не наполняли всю ее душу, рано встав утром или усталая от дневных забот и волнений перед отходом ко сну, она подолгу молилась Богу и клала по сто земных поклонов и больше; к этой постоянной и теплой молитве приучила она и своего мужа. Георгия Осорьина часто призывали на царскую службу в Астрахань и другие дальние места, и он не бывал дома по году, по два или по три. В разлуке с мужем, под влиянием естественной скорби, Иулиания с особенной силой предавалась труду и молитве. Часто целые ночи она молилась, пряла или шила в пяльцах; изделия рук своих – пряжу и пяличное шитье Иулиания продавала и вырученные деньги раздавала нищим; впрочем, как искусная рукодельница, блаженная вышивала пелены, чтобы жертвовать их в храмы. Свои благодеяния совершала она тайно от свекра и свекрови. Милостыню посылала по ночам с верной служанкой, заботилась о вдовах и сиротах, как родная мать, своими руками их омывала, кормила, поила и обшивала. Рабам она указывала дело, но была с ними всегда ласкова и кротка, не называла рабов полуименем, а всегда полными христианскими именами. ….. наблюдала, чтобы у ее рабов была хорошая пища и пристойная одежда. Но одними заботами о пище и одежде слуг не довольствовалась праведная Иулиания: она старалась, чтобы между ее слугами не было ссор и брани… При ссорах рабов между собой Иулиания часто брала вину на себя и тем успокаивала враждующих.

Читайте также:  Житие святого праведного Филарета Милостивого

Никогда не доносила она на проступки рабов ни мужу, ни свекру со свекровью, которые бранили праведницу за излишнюю снисходительность. Когда не хватало ее уменья и сил справиться с испорченными слугами и утвердить в доме мир и тишину, она горячо молилась Пресвятой Деве и Чудотворцу Николаю, прося их помощи. <…>

Праведная Иулиания подает нищим хлеб во время голода

Настал в Русской земле великий голод, и множество людей умирало от недостатка хлеба 4. Милостивая Иулиания брала у свекрови пищу себе на завтраки и полдники и тайно раздавала все голодным и нищим. Свекровь удивлялась этому и говорила:
— Радуюсь я, что ты стала часто есть, но удивляюсь тому, что переменился твой обычай: прежде, когда было всего вдоволь, ты не брала еды на утро и полдень, и я не могла тебя заставить делать это. Теперь же, когда всюду недостача в хлебе, ты берешь и завтраки и полдники.

Блаженная Иулиания, чтобы не открыть своей тайной милостыни, ответила свекрови:
— Когда я не рожала детей, мне не хотелось так есть; теперь же я от родов обессилела, и мне хочется есть не только днем, а и по ночам; но я стыжусь просить у тебя пищи на ночь.
Свекровь очень обрадовалась, что невестка стала есть больше и начала посылать ей пищу и на ночное время. Милостивая Иулиания принимала пищу и все раздавала тайком голодным. Когда умирал кто-нибудь из нищих в окрестности, блаженная Иулиания нанимала обмывать и убирать покойника, покупала саван, давала средства на похороны. Она молилась о душе каждого известного ей или неизвестного, кого хоронили в селе Лазареве.

Вслед за голодом новое бедствие постигло Русь: начался сильный мор на людей от болезни «пострела» 5. Пораженные ужасом жители запирались в домах и не пускали к себе заболевших, а также боялись прикасаться к их одеждам. Но милостивая Иулиания тайком от свекра и свекрови своими руками мыла в банях больных, лечила их, как умела, и молила Господа Бога об их выздоровлении. А когда кто умирал из сирот и бедняков, она своими же руками обмывала их, и нанимала относить их для погребения.

Свекор и свекровь Иулиании умерли в глубокой старости и, по обычаю наших предков, на смертном одре постриглись в монашество. Мужа Иулиании не было в то время дома: он оставался более трех лет на царской службе в Астрахани. Блаженная Иулиания честно погребла Василия и Евдокию Осорьиных, раздала за упокой их душ щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течении 40 дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам. И после, каждый год, справляла память умерших свекра и свекрови и много родового имения потратила на это доброе дело.

Блаженная Иулиания жила с мужем мирно и тихо не мало лет, и Господь послал ей десять сыновей и три дочери. Из них четыре сына и две дочери умерли еще в младенческом возрасте. Остальных она вырастила и радовалась на детей своих. Но враг рода человеческого сеял вражду между взрослыми детьми и слугами блаженной, не смотря на все желание ее примерить враждующих. И вот старший ее сын был даже убит рабом; вскоре на царской службе убили и другого ее сына. Горько было материнскому сердцу Иулиании переносить эти скорби, но она не вопила, не рвала волос на голове, как делали тогда другие женщины: непрестанная молитва и милостыня подкрепляли ее силы. Скорбел и отец о потере детей, но блаженная утешала его. Под влиянием семейного горя, Иулиания стала просить мужа отпустить ее в монастырь, и даже заявила, что уйдет тайком, но Георгий указал ей на прекрасные слова Косьмы пресвитера6 и других учительных отцов: «не спасут нас ризы черные, если живем не по-монашески, и не погубят ризы белые, если творим Богу угодное. Если кто уходит в монастырь, не желая заботиться о детях, — не любви Божией ищет, а покоя. Дети ж, осиротевши, часто плачутся и клянут родителей, говоря: «зачем, родивши нас, оставили на беду и страдания? Если велено кормить чужих сирот, следует и своих не морить». Муж праведной Иулиании, человек грамотный, читал ей и другие места из духовных писателей, пока не убедил ее, и она сказала:

— Да будет воля Господня!

После этого супруги стали жить как брат с сестрою: муж спал не прежней постели, а жена с вечера ложилась на печи, подкладывая себе вместо постели дрова ребрами вверх, а под бок железные ключи. Так она погружалась в сон на час или на два. Когда все в доме затихало, блаженная Иулиания вставала на молитву и проводила в ней часто целые ночи, а по утрам отправлялась в храм к заутрене и обедне. Из церкви милостивая Иулиания приходила в дом и занималась хозяйством. По понедельникам и средам блаженная вкушала один раз, по пятницам совсем не принимала пищи и удалялась в отдельную комнату на молитву, устроив у себя дома подобие монастырского затвора. Она позволяла себе выпить одну чашу вина только по субботам, когда кормила духовенство, вдов, сирот и нищих.

Читайте также:  Из жития преподобного Агапита Печерского, инока Киево-Печерского монастыря, безмездного врача

Через 10 лет по прекращении супружеской жизни умер муж Иулиании. Похоронив и помянув его по обычаю, как свекра со свекровью, милостивая Иулиания вся отдалась служению Богу и ближним. Так как дети сильно горевали об отце, то она, утешая их, говорила:
— Не скорбите, чада мои! Смерть отца вашего – назидание нам, грешным; видя ее и постоянно ожидая для себя кончины, будьте добродетельны, больше всего любите друг друга и творите милостыню.

Не словами только поучала других блаженная Иулиания; она старалась и жизнью подражать великим христианским подвижницам, святым женам, о которых читали ей муж и грамотные люди. В свободные от домашних забот минуты, блаженная Иулиания становилась на молитву, усиленно постилась. Но больше всего заботилась она о делах милосердия. Часто у нее не оставалось ни одной монеты для раздачи нищим; тогда она брала взаймы и оделяла бедняков. По зимам она брала у детей деньги себе на одежду, но все раздавала бедным, сама же ходила без теплой одежды и в сапогах на босу ногу. Чтобы подвизаться для Господа и, чувствуя боль, сильнее пламенеть молитвою к Богу, Подателю радости и утешения, она под свои босые ноги в сапог подкладывала битые черепки и ореховую скорлупу и так ходила по дому.

Была необыкновенно холодная зима, так что от мороза даже трескалась земля. Иулиания некоторое время по причине стужи не ходила в церковь, а молилась только дома. Однажды священник села Лазарева пришел ранним утром в храм и услышал голос от иконы Богородицы:
— Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И ее домашняя молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее: уже ей не менее 60 лет, и на ней почивает Дух Святый.

Священник в сильном страхе прибежал к Иулиании, пал к ее ногам, просил простить его и рассказал при всех о бывшем ему видении. Блаженная сильно опечалилась и сказала священнику:
— Ты впал в соблазн, когда так говоришь. Как я, грешница пред Господом, могу быть достойной такого позыва?

И взяла с него клятву и со всех, при ком он сказал, не разглашать о видении ни при жизни ее, ни по смерти. Сама же отправилась в храм, отслужила молебен пред иконой Богоматери, облобызала ее и слезно молилась перед Заступницей Усердной. Блаженная прожила во вдовстве девять лет; за это время она раздала бедным почти все свое имущество. Она оставляла дома только самое необходимое и распределяла хозяйственные запасы так, чтобы они из одного года не переходили в другой. Все, что оставалось от годового обихода, она немедленно делила между нищими, сиротами и бедняками. Настало несчастное царствование Бориса Годунова7. Господь наказал Русскую землю необыкновенным голодом: голодающие ели всякую падаль, даже человеческие тела; бесчисленное множество людей умерло от голода. Не стало пищи и в доме Осорьиных; так как посевы не взошли, скот гиб от бескормицы. Блаженная Иулиания молила детей и рабов не брать ничего чужого. Все, что осталось в доме из одежды, скота и посуды, она продала и на полученные деньги купила хлеба. Им она кормила своих домочадцев; не смотря на страшную скудость, помогала и беднякам: и никто из них не уходил от нее с пустыми руками. Когда не осталось больше хлеба, милостивая Иулиания не упала духом, но все надежды положила на помощь Божию. Она вынуждена была переселиться в Нижегородские пределы, в село Вочнево, где оставалась еще хоть какая-нибудь пища. Но скоро и здесь развился голод во всей силе: Иулиания, не имея средств кормить рабов своих, отпустила их на волю. Некоторые воспользовались свободой, а другие остались вместе со своей госпожой терпеть нужду и горе. Оставшимся при ней слугам она приказывала собирать лебеду, сдирать с дерева илем8, кору и готовить из них хлебы, которыми и питалась сама с детьми и рабами. По ее молитвам хлеб, сделанный из лебеды с корой, оказывался достаточно сладким, и нищие, которых по причине голода было необыкновенно много, толпами приходили за подаянием к милостивой Иулиании. Соседи ее спрашивали нищих:

— Зачем вы ходите в дом Иулиании? Она и сама с детьми чуть жива от голода.

Читайте также:  Святая новомученица Татиана

Бедняки отвечали на это:

— Мы ходим по многим селам и иногда получаем чистый хлеб, но не знаем хлеба, более сладкого, чем у этой вдовы.

Соседи, имевшие довольно чистого хлеба, посылали просить у Иулиании хлеба из лебеды с корой и убеждались, что он очень сладок, но объясняли это умением рабов Иулиании готовить тесто. Испытывая два года тяжкую нужду, праведная Иулиания не смутилась, не подняла ропота, не пала духом, но была благодушна и радостна, как всегда. Одно огорчало ее, что в Вочневе не было храма, по старости же она не могла посещать храм ближайшего села. Но вспомнив о Корнилии сотнике9, как его домашняя молитва оказалась угодною Богу, блаженная горячо отдалась ей и скоро обрела душевный покой.

26 декабря 1603 года милостивая Иулиания разболелась; шесть дней продолжалась болезнь ее, но она только днем лежала, ночью же вставала без всякой поддержки и молилась. Ее рабыни смеялись над ней, говоря:
— Какая это больная! Днем лежит, а ночью встает и молится!

Но блаженная кротко отвечала насмешницам:

— Чего же вы смеетесь? Разве вы не знаете, что Господь и от больного требует духовных молитв?

2 января на рассвете милостивая Иулиания призвала своего духовного отца священника Афанасия, причастилась Святых Таин, села на своем одре и призвала к себе детей, слуг и сельчан. Она много поучала стоявших около нее богоугодной жизни и, между прочим, сказала:
— Еще в молодости я сильно желала великого ангельского образа10, но не удостоилась его по грехам моим… Но слава праведному суду Божию!

Она приказала заготовить на свое погребение кадило и положить в него ладану, простилась с детьми, прислугой и знакомыми, выпрямилась на постели, перекрестилась трижды, обвила четки около рук и произнесла последние слова:
— Слава Богу за все! В руце Твои, Господи, предаю дух мой!

Когда почила в Господе блаженная, все видели, как около ее главы образовалось сияние на подобие золотого венца, что пишут на иконах святых. Когда обмыли тело почившей и положили в отдельной клети, видели ночью горящие свечи (хотя их никто не возжигал) и чувствовали благоухание, которое струилось из комнаты, где лежала блаженная. В ночь, сменившую день успения, милостивая Иулиания явилась одной рабыне и приказала отвезти себя из Вочнева в Муромские пределы и положить в церкви праведного Лазаря возле мужа. Многотрудное тело блаженной вложили в дубовый гроб, отвезли в село Лазаревское, в четырех верстах от Мурома и погребли 10 января 1604 года. 11

После смерти  святой праведной Иулиании  от мощей ее подавалось исцеление всякому болящему.

_________________________________________
1 Сохранилась грамота от 8 апреля 1533 г., где упоминается погребной ключник (смотритель царских погребов) Истома Недюрев; это, по всей вероятности, отец милостивой Иулиании, названный по просторечью Истомой вместо Иустина. Назад

2 Теперь уездный город Владимирской губ. Назад

3 Село Лазарево Муром. у., Влад. губ. на р. Ильинке находится в 120 верстах от губернского города и в 5 от уездного. – Названный здесь священник Патапий после принял монашество и управлял в сане архимандрита Муромским Спасо-Преображенским монастырем (упоминается в 1571 г.

4 Это, надо думать, голод 1570 г. Историк Карамзин так изображает это ужасное время: «казалось, что земля утратила силу плодородия, сеяли, но не собирали хлеба, и холод и засуха губили жатву. Дороговизна сделалась неслыханная: четверть ржи стоила в Москве 60 алтын или около 9 нынешних серебряных рублей. Бедные толпились на рынках, спрашивали о цене хлеба и вопили в отчаянии. Милостыня оскудела: ее просили и те, которые дотоле сами питали нищих. Люди скитались как тени, умирали на улицах и на дорогах. Не было явного возмущения, но были страшные злодейства: голодные тайно убивали и ели друг друга. От изнурения сил, от пищи неестественной, родилась прилипчивая смертоносная болезнь в разных местах. Бедствие продолжалось до 1572 г.» Об этой болезни и говорится, вслед за голодом, в житии милостивой Иулиании. Назад

5 Один из видов язвы, может быть Сибирской, или чумы. Назад

6 Косьма, пресвитер Болгарский, жил после 968 г. и до 1019 г. Он написал обличительное слово против еретиков богомилов. Назад

7 Борис Годунов царствовал с 1598 г. по 1605 г. Назад

8 Род вяза. Назад

9 Деян. св. Апост. гл. 10, ст. 31 Назад

10. Т.е. монашества. Назад

11. Некоторые списки жития указывают год кончины ее – 1605-ый Назад

Источник:

1. Житие святой праведной Иулании Лазаревской [Электронный ресурс] // Милосердие.ru : Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. – Электрон. дан. — [Б. м., б. г.]. – URL: http://www.miloserdie.ru/index.php?id=35&s=14&ss=2 (дата обращения: 27.10.2010).

2. Ключевский В. Добрые люди Древней Руси / В. Ключевский. – 2 изд. – М. : Издание книгопродавца А. В. Ступина, 1896. – 32 с.

3. http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2528&2191.htm

Запись опубликовала Светлана

Поделиться:

Запись опубликована в рубрике Служение святых ближним. Прямая ссылка

1 комментарий

  1. Мария
    Опубликовано 09.01.2011 в 23:34 | Прямая ссылка

    Удивительно житие блаженной Иулиании! Вот как в миру, в мирских заботах, в нуждах не потерять веру и найти спасение! Спасибо за это житие и редактору статьи!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

Можно использовать эти HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*

*


  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

    Каждые 100 рублей Вашего пожертвования продлевают работу службы на 1 час:
    это помощь нашим одиноким патронажным подопечным, это утешение больных в хосписе, это помощь немощным в инсультном отделении, это помощь бездомным, это работа образовательного центра для сестер милосердия, это продолжение капитального ремонта здания, в котором очень нуждаются все наши проекты...
  • Рубрики

  • Архивы