Для чтения. О терпении в скорбях и болезнях.

Архимандрит Кирилл (Павлов) , из книги «Цель нашей жизни — спасение души!» 

Проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.

Господу все возможно

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Дорогие во Христе братия и сестры, прочитанное ныне Евангелие повествует нам о великом чуде исцеления рас­слабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человеку. Это имеет бли­жайшее отношение к каждому из нас и может послужить ве­личайшим утешением и назиданием.

Евангелие нам повествует, что недалеко от храма в Иеру­салиме была Овчая купель. Ангел Господень по временам сходил в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодей­ственную силу: кто первый сходил в воду после возмущения ее ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим. Эта целебная сила воды привлекала сюда множество больных, слепых, хромых, иссохших, чаю­щих движения воды. Между ними находился один человек, который тридцать восемь лет страдал болезнью и все-таки не унывал в ожидании исцеления.

По случаю праздника Господь Иисус Христос пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель. Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» — «Так, Гос­поди, — отвечал больной, — но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Тогда Гос­подь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 6-8]. И — о чудо! Одним Своим Божественным словом Господь мгновенно исцелил больного. Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Тогда иудеи сказали, что в субботу не дозволе­но носить постель. Исцеленный ответил им: «Кто меня ис­целил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 11). Иисуса Христа здесь уже не было, Он скрылся в народе. Потом же, когда Господь Иисус Христос встретил исцеленно­го в храме, Он присовокупил следующие слова: «Вот, ты вы­здоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14).

Читайте также:  Любовь Татьяны Гримблит

Первое, что заслуживает нашего внимания, — это твердая вера больного, его непоколебимое упование на милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал тяжкою болезнью и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и на­деялся получить просимое, и Господь вспомнил его и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, из этого примера быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Учитесь уповать на Господа Бога и в на­дежде на Него черпать силу и мужество к безропотному пе­ренесению разного рода скорбей и неудач житейских. Как бы скорби ни были тяжки, сколько бы времени они ни продол­жались, — верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую веру и непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение пере­менить твою скорбь на радость и утешение. Действительно, скорби и беды трудно бывает переносить, и подчас даже не под силу переносить человеку, и мы из-за своего малодушия

и нетерпеливости в это время утрачиваем упование на ми­лость Божию, плачем и ропщем, говоря: «Терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», и уже начинаем роптать и впадать в отчаяние. Вот насколько мы еще малодушны в терпении! И малое замедление в исполнении нашей мо­литвы может довести нас до отчаяния. Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит на­зиданием каждому из нас.

Дорогие братия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, веруем, что Он за нас отдал на смерть Своего единородного Сына, веруем, что всею нашею земною жизнью управляет не иной кто, как Тот же Отец Небесный, то на Него мы и должны возложить все упования. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23).

Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезно и когда подать нам утешение.

В скорбях мы плачем, стонем, называем себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не воспринимая наставления Господня: «.Господь, кого любит, того наказы­вает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). Через скорби и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смире­нию и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание, более, чем на других. Он хочет тебя умудрить во спасение, дает тебе возможность показать перед Ним, насколько ты богат верою, надеждою и любовью — этими существенными христианскими доброде­телями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.

Читайте также:  23 июня - Собор Сибирских святых

Все святые и праведные считали себя позабытыми от Гос- | пода, когда их долго не посещали скорби. Апостол Павел го­ворил: «Мы не только тем хвалимся, что через веру получи­ли оправдание и надежду в будущем, но хвалимся и скорбя­ми, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 3-5). Скорби — это наши учители, они научают нас терпению, опытности и ис­кусности в жизни. А опыт — это великое дело в жизни, он одушевляет человека уверенностью в успехе дела. Мы же вот этой-то чудной силы и упования не хотим в себе воспи­тывать, и когда Господь Сам по Своему человеколюбию ре­шится в нас воспитывать это чудное упование и силу, то мы ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она от нас требу­ет напряжения, усилия, заботы и труда непосильного? И не знаем того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам. Малодушный человек ни на что не способен, он не умеет восприять в себя благодать Божию, которая и от нас требует решимости отдать себя в распоряжение Господу.

Из прочитанного Евангелия обращают на себя наше вни­мание слова, сказанные Господом исцеленному расслаблен­ному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не слу­чилось с тобою чего хуже». Из этих слов видно, что между бо­лезнями и грехом существует наитеснейшая связь — первое бывает вследствие второго. Пока первые люди не согреши­ли, до тех пор они были здоровы и телом и душою. А после того, как согрешили, тотчас же за грехом последовали и бо­лезни. Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зави­симости будет в силе до скончания века. Всякое нарушение закона как в области телесной, так и в области нравствен­ной непременно влечет за собою расстройство телесной, фи­зической природы нашей и непременно сопровождается бо­лезнями. Грех — это яд, который производит в нашей душе, а потом и в теле то же, что и обыкновенный яд. А потому, зная эту истину, будем всемерно убегать греха как причины разрушения нашей телесной природы.

Читайте также:  В День памяти жертв политических репрессий и в день памяти новомучеников и исповедников Земли Русской: о протоиерее Илье Коровине.

Между тем нет человека, который бы мог себя сохранить от всякого греха. По слову Божию, несть человек, иже жив будет и не согрешит, аще и един день житие его на земли (2 Пар. 6, 36. Иов. 14, 5]. Но благодать Божия дает нам сред­ство к постоянному очищению от грехов в таинстве покая­ния. Сколько бы человек ни падал, он всегда имеет возмож­ность восстать. Осознавая свой грех, пожалей о том, что ты оскорбил всеблагого Господа, живи с твердым намерением исправления — и Господь по Своему милосердию простит тебе твой грех и сподобит Своей благодати. Если же в пости­гающих нас бедствиях и случится замедление в исполнении наших прошений, то пусть тогда пример расслабленного, тридцать восемь лет страдавшего, служит нам утешением в уповании на милость Божию.

Скажем словами святого апостола Иакова: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши» (Иак. 5, 8]. Жизнь свою предо­ставьте воле Божией. Верьте: Господь лучше нашего знает, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пре­чистое лице Свое. И что бы ни случилось с нами в жизни, по­чаще взывайте: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!». Аминь.

Кирилл (Павлов), архимандрит, 8.10.1919-20.02.2017г., духовник трех Патриархов, старец Троице-Сергиевой Лавры.

——————————

Использованы материалы книги Цель нашей жизни — спасение души! Жизнеописание, проповеди. — СТСЛ, 2017. — 680с, илл. ISBN 978-5-00009-164-7

Запись опубликована в рубрике - душеполезное, - о болезни, о смерти, - о милосердии и любви, Для чтения. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы