Свято-Иннокентьевские чтения в Абакане

3-4 октября 2017 года в Хакасии прошли XV Свято-Иннокентьевские чтения. В этом году они были посвящены теме: «Нравственные ценности и будущее России». По приглашению архиепископа Абаканского и Хакасского Иоанафана в форуме приняли участие клирики Томской епархии: председатель отдела по социальному служению и благотворительности протоиерей Николай Абрамов и настоятель храма Успения Божией Матери в п. Лоскутово протоиерей Михаил Фаст.

Публикуем рассказ о.Николая Абрамова о поездке в Абакан.

В Абакане 3 октября прошли XV Свято-Иннокентьевские чтения. Тема чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». С прот. Михаилом Фастом нас пригласил прот. Геннадий Фаст. Приглашение было официальным через епархию, поэтому, получив благословение митрополита Ростислава, мы отправились в рабочую поездку на автомобиле. О. Михаил опытный водитель, ехать было спокойно и интересно, молитвы перед причастием, духовная беседа и прекрасные виды природы сделали ее не так утомительной, хотя мы ехали девять с половиной часов, расстояние порядка 800 км. Выехали мы в моросящий дождь, но после утренних молитв выглянуло солнце и уже не оставляло нас всю поездку. Мы проехали лесную зону Томской и Кемеровской областей, проехали Ачинск Красноярского края – это все лесная зона, и где-то, пожалуй, после Назарово началась лесостепь. Здесь дорога уже шла на юг и, наконец, на горизонте появились горы, они были прямо по курсу нашего движения и, после некоторого таежного однообразия, впечатляли своей красотой и манили к себе – это предгорье Саян. Наконец слева по направлению нашего движения появился Енисей, могучий прекрасный с холмисто-горными берегами. Мы любовались его красотой, наконец, решили остановиться и осмотреть окрестности.

трасса ТОМСК - АБАКАН

трасса ТОМСК — АБАКАН

Трасса

По трассе мы ехали с скоростью километров 120-130 км/час. Это достаточно быстро, фуры идут по трассе километров 110 в час, фур много и это, пожалуй, одна из главных особенностей современного перемещения по трассе. Фуру надо обогнать, чтобы сохранять свой темп, но их может идти две и три подряд, а на встречу тоже может быть тоже фура или КамАЗ, или любая другая машина, поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы обгон был благополучным. Машина у нас была праворульная, поэтому мне приходилось выполнять роль штурмана, я смотрел, нет ли встречных машин при обгоне. Но при большой скорости и холмистом рельефе дороги машин может быть не видно, и говоришь: машин нет, — и вдруг, она как бы из-под земли появляется. Поэтому надо быть очень внимательным. Часто помогают водители фур. Машины у них большие, кабины высокие, обзор дороги у них получше. Поэтому, когда кто-то собирается его обогнать, а он лучше видит встречку и понимает, что этого делать нельзя, он включает на прямой трассе левый поворот, это значит: «не лезь!», «не суйся!» — так объяснял о. Михаил. Когда же обгон безопасен, то водитель фуры включает правый поворот (на прямой трассе!) – это значит: «безопасно! обгоняй!» Так дальнобойщики помогают водителям ориентироваться на трассе при обгоне. Когда водители фур так нам подсказывали, о. Михаил всегда отжимал красный благодарственный треугольник: что значит: «благодарю! спасибо!»

Панорама Енисея

на Енисее

Кстати, когда мы остановились на том живописном месте, следующий за нами автомобиль тоже остановился и его водитель спросил: не случилось ли что-то у нас, он готов был нам оказать помощь. Мы поблагодарили, но сказали, что все нормально. Такое дорожное братство очень приятно.

Божественная Литургия

Преображенский собор г. Абакана

Перед Божественной Литургией

Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

Добрались мы благополучно и встретили нас радушно. День Чтений начался с Божественной Литургии в Преображенском кафедральном соборе. Служил Абаканский владыка Ионафан, протоиерей Геннадий, гости (нас было четверо) и духовенство кафедрального собора, священник и два диакона. Литургия прошла спокойно, соборно-вдохновенно.

Священник Павел Кузьмин один ближайших помощников архиерея произнес проповедь. К сожалению акустика собора такова, что проповеди совершенно не было слышно в алтаре, а выйти не было возможности, все происходило достаточно быстро, служили «поскору», потому что в 11-00 уже начиналось Пленарное заседание. Интересно было на архиерейском богослужении тем, что все как будто также, но немного по другому, как будто увидел родного брата друга, очень похож, но другой.

Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

Пленарное заседание

Приветственное слово Преосвященного Ионафана, архиепископа Абаканского и Хакасского. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

По обычаю, в начале было приветственное слово Преосвященного Ионафана, архиепископа Абаканского и Хакасского, в котором он отметил важность и актуальность проводимых чтений, поблагодарил гостей за приезд, вручил награду местному священнику. Далее были доклады.

Протоиерей Геннадий Фаст, кандидат богословия, настоятель Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

1. Протоиерей Геннадий Фаст, кандидат богословия, настоятель Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Тема доклада: «Нравственность: вечное и изменчивое».

Выступление о. Геннадия было как всегда систематичным, панорамным и с ярким стержневым образом: скала и болото. Скала неудобна, к ней приспосабливаешься, за нее цепляешься, с нее можно соскользнуть, но если ты на ней утвердился, то это надежно и непоколебимо. Болото податливо оно полностью «подстраивается» под нас, принимая ту форму, которую мы ему задаем, но… оно затягивает, и мы в этом подстроившемся под нас болоте тонем. Конечно, скала — это божественная нравственность, болото — наша лукавая человеческая временная.

Игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

2. Игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, выступил на тему: «Будущее мира в свете библейских пророчеств».

Читайте также:  30 сентября в нашем храме прошли богослужения

О. Арсений в своем докладе привел множество мест пророческих писаний о будущем мира:

(Ис. 11,6) «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их»;

и из других пророков о «том дне» и Царстве Мессии.

О. Арсений выразил сожаление по поводу «страшилок» про паспорта, печати и пожелал, чтобы христиане больше жили образами грядущего Мессианского Царства, чем упомянутыми страхованиями.

Доклад о. Арсения был многоплановый, вот одна из запомнившихся высказанных в нем идей: В Соединенный Штатах стоит Статуя Свободы, хорошо бы, если кто-то поставил Статую Ответственности – Пророк Моисей со Скрижалями Завета. Идея интересная, но к христианству относящаяся как фон, на котором оно возникло. Ведь первая русская богословская работа, написанная в XI в. первым русским митрополитом Илларионом называется «О Законе Моисеевом и Благодати…», в ней как раз противопоставляется бывший до Христа Закон и данная чрез Христа Благодать.

Тем не менее, доклад был интересный, идеи  высказывались четко и ясно, и даже если с ними не соглашался, то они не оставляли равнодушным, но побуждали к рассуждению и мысли.

3. Далее был доклад: «К идее воссоздания человека в Таинстве брака», прочитанный мной. После конференции наш новый руководитель Информационного епархиального отдела Полина Ромашева взяла у меня интервью по телефону, в котором попросила меня кратко пояснить идею моего доклада, затем записала мой ответ, вот что получилось:

Протоиерей Николай Абрамов, председатель отдела по социальному служению и благотворительности Томской епархии. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

«Одна из главнейших идей христианства – воссоздание человека чрез крестное страдание и воскресение Христа. В одной из стихир Воскресного богослужения 3-го гласа мы читаем, что Христос своим воскресением «истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови». Святитель Григорий Нисский пишет (Большое огласительное слово,гл.32), что по всесвязанности всего естества нашего, воскресение Христа – начало воссоздания всецелого Адама, т.е. всего человечества. И эта идея воссоздания человека – одна из главных во всем христианстве. В Таинстве Крещения духовно рождается человек, но если строго сказать, одна ипостась человека, одна «половинка» (мужского или женского пола). Настоящая же полнота человека воссоздается в Таинстве Брака, при совершении которого молодым возлагают на головы венцы, символизирующие теперь царское достоинство их. В одной из молитв Последования венчание Священник произносит: «Сам и ныне, Владыко, в начале создавый человека, и положивый его яко царя твари, и рекий: не добро быти человеку единому на земли, сотворим ему помощника по нему;» Именно в Таинстве Брака соединяются две половинки и воссоздается разноликая сущность человека в царском ее достоинстве. А царское служение – величайшее служение на земле. На кресте Христа была надпись: «Царь Иудейский» (Мрк.15,26).

4. Четвертый доклад «Хакасский героический эпос как нравственная категория» прочитала кандидат филологических наук, доцент Красноярского института инженеров железнодорожного транспорта, член Союза писателей России, Раиса Терентьевна Сакова. Доклад получился ярким и пафосным. Докладчик рассказывала о героическом прошлом хакасов, называла их имперским народом, о том, что когда пришел Ермак, то он встретил уже «обломки» былой славной империи, разбитой монголо-татарами, и потому он победил Кучума. Говорила о величии хакасского эпоса «Манас», называла хакасов «тюрки» с ударением именно на последний слог, киргизы это отсоединившаяся часть хакасского народа, которая после исторических перипетий переселилась на юго-запад в Кыргызстан, много говорила о необычном и высоконравственном содержании преданий народной культуры хакасов (передаю по памяти Н.А.):

Раиса Терентьевна Сакова,кандидат филологических наук, доцент Красноярского института инженеров железнодорожного транспорта, член Союза писателей России. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

«Хакас живет небом, он готов переносит многие трудности на земле, потому что его истинный дом – небо. Когда ты встречаешь хакасского старца и спрашиваешь: как поживаешь? Он отвечает: собираюсь домой. Это значит, он готовится  к этому переходу в небесное отечество. (Сейчас вспомнилось, что она как будто говорила, что у хакасов не было понятия смерти. Но это пишу по памяти, со слуха, надо бы проверить. А вот понятия личного Бога у них точно не было, это помню точно, она говорила, у них было понятие «небо». Н.А.). У мужчины должен быть обязательно пояс, который делит его на две половина: нижняя земная, верхняя небесная. У хакасов нет идеи любви к женщине, по крайней мере, эта идея не стоит на первом месте. Там, где у европейцев романтика любви, у хакасов другое. Жена прежде всего это помощница и мать детей. «Объяснение в любви» примерно происходит так: «когда ты пойдешь в гору, я буду тебе посохом, когда ты поплывешь по реке, я буду тебе плотом» и т.д. Благословение на брак: справа от тебя множество сыновей, слева от тебя множество дочерей. Зло – это аномалия, оно кратко, случайно и недолго, свет же небесный вечен, всеобъемлющ, пронизывает все, даже подземное царство. Когда Ермак погиб при очередном столкновении с Кучумом, то Кучум совершил по нему небывалую тризну, заколол под сотню тельцов и быков, накормил множество народа, говоря, что великий воин погиб. «Если враг твой тебе досадил, то накорми его супом», — это тоже из хакасского предания. Раиса Терентьевна говорила это все как писатель с пафосом, часто переходя на хакасский язык, говорила красиво.

Читайте также:  21 июля на Казанскую отслужили Божественную литургию в с.Басандайка

Слушая этот доклад, я еще раз ощутил особенность переживаемого нами времени — сильнейшее влечение народов к своим к национальным культурам.

5. Заключительный доклад «Евхаристия и образ жизни христианина» прочитал священник Алексий Зырянов, клирик Успенского кафедрального собора г. Енисейска.

священник Алексий Зырянов, клирик Успенского кафедрального собора г. Енисейска. Фото с сайта Абаканской епархии abakan-eparchy.ru

О. Алексей начал свой доклад с притчи: некий купец серьезно заболел и никто не мог его исцелить, не находилось такого врача. Несмотря на все лечения, больной уже еле ходил. Наконец, нашелся один врач, который уверенно сказал, что исцелит его от болезни, если купец выполнит его условие. Условие было таково: больной должен был сам прийти к врачу туда, где он живет, а жил он за тысячу километров от купца. Делать было нечего, купец согласился и пошел к врачу. Разумеется, когда он дошел до врача, то оказался уже здоровым. По мысли о. Алексия именно евхаристия является тем духовным способом существования христианина, который позволяет ему быть духовно здоровым. Не оставляй Евхаристии и здрав будешь, она научит тебя всему и молитве и покаянию, и доброделанию и проч. Может быть не совсем буквально, но идейно, думаю, я верно передаю смысл доклада.

Православная гимназия

После Пленарного заседания был обед в Православной гимназии Абакана, перед которым гимназисты исполнили несколько песнопений.

Затем все разошлись по секциям. Мы были на Библейской, еще, кажется, были секции Педагогическая и Историческая.

Библейская секция

(1.) С первым докладом «Кто такие пророки» выступил игум. Арсений (Соколов). Пожалуй, доклад перешел в лекционный формат, поскольку очень подробно было проанализировано понятия «пророка» на основе библейских текстов на языке оригинала (древнеевр. яз., иврит). Ибо в Священном Писании Ветхого Завета мы встречаем такие понятия как «прозорливец», «провидец», «человек Божий», наконец, «пророк». Указывалось о пророческом служении священников в Ветхом Завете, которые с помощью камней Урим и Туммим вопрошали Бога и получали ответ. Говорилось и о лжепророках, о которых, например, мы читаем во (Втор.18.10-12) «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…». Мне показалось, что о. Арсений рассказал нам главу из своей будущей книги. Надеемся, что он ее скоро допишет (у о. Арсения вышло уже несколько книг по Священному Писанию: см. например, «Книга Иисуса Навина. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2005; «Книга пророка Амоса: введение и комментарий. Москва, Изд-во Новоспасского монастыря, 2012» и др.) и мы познакомимся с его исследованием во всей полноте.

(2.) С интересным докладом выступил свящ. Алексей Зырянов «Покаянная дисциплина в Послании Иакова». О. Алексей назвал Послание Иакова лучшей книгой для подготовки к Таинству Покаяния. Вот ступени раскаяния:

Осознание своего состояния:

(3,2) «все мы много согрешаем»;

Об искушениях

(1,13-14) «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»;

О двоящихся мыслях

(1,8) «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих».

Прилог, сочетание, сложение

(1,15) «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

О. Алексей увидел в этом стихе Апостола начало будущего православного аскетического учения.

Наконец о. Алексей указывает и путь покаяния по ап Иакову.

Шаг 1: Обращение к Богу

(1,5) «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога»

Шаг 2: Слышание слова Божия

(1,21-22) «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя».

Шаг 3: Опасность пустого благочестия

(1,26) «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие».

(речь идет о том, когда человек говорит, но ничего не делает – «пустое благочестие»)

Шаг 4: Святые добродетели

(1,27) «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…».

Шаг 5: Удаление от мира (греха)

(1,27) «…и хранить себя неоскверненным от мира».

(надо понимать от греха прот. Н. А.)

Шаг 6: Исповедь и прощение

(5,16) «Признавайтесь друг пред другом в проступках…»

Шаг 7: Молитва

(5,16) «…и молитесь друг за друга»

Вот такой путь покаяния увидел о. Алексей в Соборном послании ап. Иакова.

прот. Михаил Фаст читает доклад на Библейской секции конференции

(3.) Следующий доклад, приуроченный 500-летию реформации, «Solo Scriptura» прочитал прот. Михаил Фаст. В докладе были раскрыты идейные истоки реформации и известная ограниченность с православной точки зрения принципа «Solo Scriptura» — «Только Писание», как не охватывающего всей полноты нашей духовной жизни. О. Михаил отметил некоторый исторический «курьез», который проявился в истории протестантизма. Марин Лютер считал, что своим принципом «Solo Scriptura» он, наконец, обрел непоколебимость своих воззрений и убеждений. Он дерзновенно говорил: «буду стоять на своем, пока меня не обличат на основании Писания». Он был убежден, что основание только на Священном Писании и даст ту непоколебимую твердыню, которая, наконец, сделает Церковь единой и святой не только внутренне сокровенно, но внешне. Но именно этот принцип разделил церковь как никакой другой. Уже ближайший последователь Лютера Цвингли разошелся с ним понимании главнейшего священнодействия христиан. М. Лютер буквально понимал, что хлеб и вино есть Тело и Кровь Христа, Цвингли понимал это только образно. В результате они разошлись. Дальнейшая судьба протестантизма известна – это самое раздробленное исповедание христианства. Действительно, жизнь нельзя во всей полноте записать на бумаге в любом отношении, и, конечно, в самом фундаментальном ее проявлении – духовном. Поэтому мы живем по Священному Преданию и по Священному Писанию. Сам Христос не написал ничего, но создал Церковь, которая хранит истину о Христе в Священном Предании и Священном Писании. (может, о. Михаил говорил немного другими словами, но мысль, думаю, передаю верно. прот. Н.А.)

Прот. Геннадий Фаст читает доклад на Библейской секции конференции

(4.) Последний доклад «Два апокалиптических свидетеля»  (опыт толкования) был прочитан прот. Геннадием Фастом. О. Геннадий замечательный экзегет (толкователь Священного Писания, автор многих книг, может быть, самые известные его толкования на книги Апокалипсис, Песнь песней, Экклезиаст, пророка Аввакума).

Читайте также:  20 января совершили Божественную литургию в п.Басандайка

Вот это место из Апокалипсиса (Откровения) ап. Иоанна Богослова (Откр.11,3-12):

«И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их».

О. Геннадий рассмотрел различные типы толкований данного текста: типологический, Библейский, Патрологический, Историко-мистический. Мы остановимся на втором и третьем, так ка они составляли главную интригу понимания этого текста. С точки зрения Священного Писания два апокалиптических свидетеля это, несомненно, Моисей и Илия, ибо один их них имел «власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою», другой имел «власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю». Именно так понимал священномученик Мефодий Патарский (IVв), современные толкователи (прот. А Мень). Тем не менее, большинство Святых Отцов считает, что два апокалиптических свидетеля это праотец Енох и пророк Илия, начиная от св. Ипполита, так учили преп. Ефрем Сирин, преп. Иоан Дамаскин и др. Почему? О. Геннадий объясняет это так. Св. Ипполит – ученик священномученика Иринея Лионского, Ириней Лионский – ученик священномученика Поликарпа Смирнского, Поликарп Смирнский – ученик апостола Иоанна Богослова. Поэтому св. Ипполит мог знать это по прямому преданию от самого ап. Иоанна. Еще основания: Енох и Илия не умерли своей смертью, но взяты живыми на небо, поэтому им еще предстоит умереть. Этот факт косвенно упомянут в апокрифическом евангелии от Никодима, где отмечено, что они находятся вне шеола (царство мертвых в еврейской традиции). В понимании о. Геннадия Енох – праотец всего человечества и будет пророком- свидетелем для всего человечества в последнее время, Илия – пророк Израиля, он будет пророком-свидетелем для Израильского народа. Доклад был, конечно, более насыщен интересной информацией, этот то, что удалось ясно записать.

На этом закончился первый рабочий день конференции.

Пастырская конференция

На другой день 4-го октября была другая — Пастырская конференция, по традиции ее провели на второй день после Свято-Иннокентьевских чтений. Оказывается, в Абаканской епархии есть такой опыт проведения Пастырских конференций. Раз в три месяца все священники собираются на Пастырскую конференцию, где они обсуждают все вопросы пастырского служения, возглавляет это собрание архиепископ Ионафан. Здесь можно свободно высказывать благоразумные мысли по поводу Богослужебной жизни, пастырской практики, духовной жизни и проч. Суждения могут быть достаточно острыми, но обоснованными Священным Писанием, творениями Святых Отцов каноническими правилами, реальным опытом церковной жизни. Поскольку в этот раз были гости (т.е. мы), то они предоставили нам слово нечто сказать им, чем живет наша душа, как проходит наша духовная жизнь, что есть замечательного в нашей Церковной жизни. Раньше я только слышал об опыте такой Пастырской конференции, теперь сам поучаствовал в ней. Поскольку это больше походило на внутрисемейный церковный разговор, то я воздержусь от подробного его изложения, пусть оно останется в Предании, которое хранит душа. Отмечу только, что опыт этот мне показался очень интересным, поучительным и достоин того, чтобы быть перенятым и развитым.

Игумен Арсений Соколов читает доклад на Пастырской конференции.

Прот. Михаил Фаст. Слово на Пастырской конференции

Аудитория пастырской конференции

В заключение отмечу, что поездка была интересной, насыщенной и полезной. Хотелось поблагодарить архиепископа Ионафана за теплый прием, каждому из гостей он высказал теплые слова и поблагодарил всех нас гостей за наши доклады и приезд; протоиерея Геннадия за приглашение и радушный отеческо-братский прием.

Протоиерей Николай Абрамов.

Архитектурный ансамбль: храмы равноапостольных Константина и Елены и Голгофо-Распятский

Храм равноапостольных Константина и Елены,настоятель прот. Геннадий Фаст

Голгофо-Распятский Крестильный храм построенный по проекту и усилиями прот. Геннадия Фаста

+

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского, глас 1

 

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Краткое житие свт Иннокентия митр.Московского , апостола Сибири и Америки,  31 марта (12 апреля) 1879 год.

Запись опубликована в рубрике Литургическая жизнь, О социальном служении РПЦ. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы