Преображение Господне. Слово о празднике.

 

 

Преображение Господне, Феофан Грек (1403) Москва, Третьяковская галерея.

Преображение Господне

(Мф. 17,1-9; Мрк.9, 2-13; Лк.9, 28-36; 2Петр.1,16-18)

I. «Сын Мой возлюбленный»

Прежде крестного страдания, где-то за сорок дней по церковному преданию, Христос взял с собою ближайших своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и взошел на гору помолиться. Когда Христос молился, лицо Его засияло как солнце, одежды Его стали белые как свет. Ученики, сначала было отягченные сном, видимо, не выдержав молитвенного подвига (Лк.9,32), пробудились от неизреченного сияния, когда явление преображения Христа пришло в свою силу. Они увидели Христа сияющего как солнца с ослепительно белыми одеждами «как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мрк.9,3). Рядом с Ним были Моисей и Илия, беседующие с Ним об исходе Его, который надлежало Ему совершить в Иерусалиме. И когда эти два мужа собрались отойти, Петр, желая, чтобы явление это не кончалось, сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три сени (палатки), Тебе, Моисею и Илии». Евангелист поясняет, что Петр был в изумлении от радости, не зная, что говорил. Когда же он это еще говорил, их осенило облако светоносное, и они еще больше устрашились священным страхом. И раздался из облака глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф.17,5). Ученики в священном трепете пали ниц, к ним подошел Иисус и сказал, чтобы они не боялись. Подняв головы, ученики уже никого не увидели, кроме одного Иисуса. Когда они спускались с горы, Христос запретил им, чтобы они никому не говорили о видении сем, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Вот краткое содержание того события, о котором повествуют три евангелиста, упоминает ап. Петр в своем послании, которое стало основанием для Великого двунадесятого христианского праздника Преображение Господне.

Читайте также:  Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла

II. «Царствие Божие пришедшее в силе»

Событие преображения произошло через несколько дней после беседы Христа с учениками о том, что каждый последователь Христа должен взять свой крест и последовать за Ним. После этого Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще «не вкусят смерти, как увидят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мрк.9,1). Событие преображение Христа и есть это «Царствие Божие пришедшее в силе», явленное Христом своим ученикам. Христос называл его Царством Небесным или пакибытием, т.е. еще одним бытием. Есть земное бытие – земной, чувственный мир, есть небесное бытие, небесный, сверхчувственный мир. До грехопадения этот небесный духовный мир был открыт человеку, после грехопадения человека по причине огрубения его духовного чувства этот мир, это бытие закрылось для человека. Христос пришел для того, чтобы вернуть человека в этот духовный, небесный мир Небесного Царства. Событие преображения Господня открывает для нас это Царство, это пакибытие. В некотором отношении оно подобно известному нам земному бытию. Так же как на земле есть источник света – солнце, которое освещает весь этот земной мир и дает всему жизнь, также и в Небесном бытии есть источник Небесного света, который освещает весь духовный мир и дает всему духовную вечную жизнь (ср. Пс.18 ). Источник этого небесного света – Бог. Поскольку на горе засиял Сам Христос, то Он тем самым засвидетельствовал ученикам Свое божество. Сказано в Священном Писании: «Бог есть свет» (1Ин.1,5) и Христос говорил «Азъ есмь свет миру» (Ин.8,12), а теперь засвидетельствовал это своим преображением. Христос скрывал свое божество под покровом плоти, а теперь позволил ему излиться в этот земной мир, ученикам же дал способность созерцать этот божественный свет. Здесь одна из главнейших истин христианства и одно из главных значений Христа как Спасителя мира. Спасение миру в соединение его с Богом. Христос соединил в самом себе природу божественную нетварную с природой человеческой тварной, соединил ипостасно, т.е. сделав две эти природы единой цельной сущностью – ипостасью, личностью богочеловеческой. Это ипостасное единство двух природ божественной и человеческой обожило человеческую природу Христа. И теперь сияние всесовершенной божественной природы чрез обоженную человеческую природу Христа изливается в этот мир изнутри этого мира, духовно оживляя его и прежде всего, конечно, разумные сущности, т.е. человека. Христос по божеству своему является источником этого всеоживляющего божественного света, а по человечеству своему проводником его в этот земной мир. Благодаря Христу мы можем созерцать этот божественный свет. Точнее, с пришествием Христа для нас открылась принципиальная возможность быть созерцателями этого божественного света; Царствие небесное, Царствие Божие, пакибытие приблизилось к нам. Христос однажды сказал: «Азъ есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10,9). Конечно, нам нужно еще духовно потрудиться, очистить себя покаянием, потрудиться во святых добродетелях Христовых и очень важно иметь опыт молитвенного делания, который преимущественно одухотворяет человека и делает его способным к духовным созерцаниям.

Читайте также:  Рождественское послание митрополита Ростислава

III. «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13,43)

В праздничном богослужении мы пели стихиру такого содержания (1-я стихира на стиховне): Тот, Кто в древности говорил на горе Синайской с Моисеем, теперь, восприняв человеческое естество,

«показа началообразную доброту зрака» (церк.-сл. яз.)

«показал первообразную красоту образа» (русск. яз)

Т.е. Сын Божий воплотившись, явил на горе Фавор первообраз человека, по которому человек был создан, тот образ, который изначально человек в себе носил. Своим преображением Христос благовествует нам: «Человек! по такому образу Господь однажды тебя сотворил! Воссоздать его в себе – цель и назначение твое в этом мире!». Христос пришел помочь в этом человеку, точнее, спасти его, вернув ему первозданный его лик. С печалью смотрим мы на больного старческой деменцией. Христос пришел спасти от духовной деменции. Начало этого исправления от соединения с этим божественным светом, который начинает врачевать наше человеческое существо и выправлять по божественному идеалу нашу жизнь, внутренняя память о которой сохранилась в нашей совести. «Когда Бог действует в нас, тогда сопутствует нам всякий вид добродетели; когда же Бог не действует в нас, тогда все совершаемое нами является грехом. Поэтому и Господь в Евангелии говорит, что «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15,5)». Так наставляет нас певец Божественного света свт. Григорий Палама (Омилия 33). Вспомним и Павла апостола, который утверждал, что более других апостолов потрудился, но обязательно добавлял: «не я, впрочем, а благодать, которая со мною» (1Кор.15,10). Потрудимся и мы, возлюбленные братья и сестры, чтобы всеоживляющая и всеосвящающая благодать Божественного света была известна нам и преобразила нас по явленному на г. Фавор первозданному образу, и жизнь наша была причастна истинной добродетели и божественной любви.

Читайте также:  Памяти святителя Макария (Невского)

Прот. Николай Абрамов.

Поделиться:

Запись опубликована в рубрике - душеполезное, - священное писание, Литургическая жизнь. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

    Каждые 100 рублей Вашего пожертвования продлевают работу службы на 1 час:
    это помощь нашим одиноким патронажным подопечным, это утешение больных в хосписе, это помощь немощным в инсультном отделении, это помощь бездомным, это работа образовательного центра для сестер милосердия, это продолжение капитального ремонта здания, в котором очень нуждаются все наши проекты...
  • Рубрики

  • Архивы