Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Евангелие от Иоанна 5:1-15.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Апостол: Деян. 9:32-42.

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. 33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. 34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. 35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. 37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Читайте также:  Поздравление и слово от настоятеля и руководителя патронажной службы о.Николая Абрамова

Из воскресной проповеди.

1. В Иудее праздник.

Христос пришел в Иерусалим.

В Иерусалиме была овчая купель Вифзафа (так в греч. тексте), которая имела пять крытых притворов, в которых лежало множество болящих людей – слепых, хромых, сухих…

Праздник в Иерусалиме!!! Наверно много было мест, которые можно было посетить, но Христос избирает то, где множество слепых хромых, сухих. Причем, конечно, это не акция, приуроченная к праздничному дню, но жизненная поступь Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии мы замечаем, что Христос часто среди больных: то они сами собираются вокруг Него (Мф.4:24), то Он идет к ним в дом (Мф.8:7), то встречает их на пути (Лк.17:12). Христос там, где боль и страдание. Мы склонны не замечать этих  людей, держаться от них подальше. Христос же, как будто ищет этих людей. Христос так жил на земле – среди слепых, хромых, сухих. За два дня до крестного страдания, когда, казалось бы, все силы должны быть посвящены только и только предстоящим событиям, как сообщают евангелисты, Иисус был в Вифании и, как бы между прочим, но протокольно верно и четко указывают: «в доме Симона прокаженного (Мф.26:6; Мрк.14:3). Думается, все это свидетельства истинности и неиссякаемости любви Христа.

2. Был там некоторый человек, который уже тридцать восемь был в болезни своей. Иисус увидел его и разумел, что он столько лет находится в болезни своей. Иисус подошел именно к нему и спросил: хочешь ли быть здоров?

Странный вопрос Христа! Хочешь ли быть здоров? Кто не хочет быть здоров? Все хотят, что про это спрашивать? Спросил бы Он о вере, как Он часто спрашивал, но сейчас Он спросил: хочешь ли быть здоров? В чем смысл этого вопроса?

Расслабленный ответил: да, но нет человека, который бы опустил меня в купель, когда Ангел возмущает там воду. И поэтому, когда я прихожу к купели, кто-то другой уже прежде меня опускается в ее исцеляющие воды.

Читайте также:  Возобновились еженедельные молебны и духовные занятия. Впечатление участницы.

Болящий человек ответил: «да, но», т.е. он несомненно хочет, но он указал на ряд внешних препятствий, которые не позволяют ему этого сделать – нет помощника, соперники мешают, ибо все хотят здравия.

Иисус как бы в пол уха слушал его рассуждения, как будто Он спрашивал его совсем не о том, или, понимая, что он не сможет Ему сейчас что-то здравое ответить, и, как бы не обращая внимания на его рассуждения, говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи». И человек тот тотчас выздоровел, он встал, взял свою постель и пошел на глазах всего народа.

Итак, Христос, не дождавшись ответа на Свой вопрос, исполнил то, что зависело от Него. Ожидая, что мы все-таки поймем суть Его вопроса. Ибо такова педагогика Христа, Он ждет от нас соработничества. Что ж, мы будем молитвенно жаждать этого ответа, надеется, что Сам Господь алчущему и жаждущему поможет уразуметь.

3. «Было же это в день субботний». Поэтому Иудеи сразу же стали говорить человеку: что ты делаешь? Не должно в субботу носить постели, зачем ты грешишь и нарушаешь закон! Не должно в субботу носить постели! Исцеленный объяснялся, что это повелел сделать Тот, кто даровал ему исцеление и у него нет причин Его не слушать, ибо кто откажется ходить после тридцати восьми лет расслабления. Тогда иудеи стали спрашивать: кто Тот Человек, который повелел тебе в субботу нести свой одр. Но исцеленный не знал, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Страх иудеев нарушить субботу и повеление Христа нести одр именно в субботу. Кажется, Христос намеренно обостряет конфликт, чтобы вскрыть этот нарыв заблуждения. В чем он? И нет ли его у нас, не заблуждаемся ли подобно и мы?

Для Иудеев суббота четко регламентированное, буквально расписанное постановление, что можно, чего нельзя. Для Иудеев вот написанное добро, вот написанное зло. Поэтому делайте написанное добро и не делайте написанного зла. Христос утверждает, что можно соблюсти букву, но быть фактически, внутренне, в сердце своем во грехе (во зле). И наоборот, внешне непопулярное действие может быть по внутреннему содержанию святым. Христос хочет подчинить букву духу. Дух господин буквы, буква раба Духа. Искание этого духа ведет нас к славе, которая от единого Бога. Буква ведет нас к славе, которая от людей (Ин.5.44). Вот главное препятствие человека на пути его к Богу, которое указал Христос в продолжении этой истории с расслабленным, которой посвящена вся 5-я глава евангелия от Иоанна. Кто вырвется из этого плена, тот спасен.

И еще:

«Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».

Читайте также:  В третью субботу Великого Поста 21 марта в храме свт.Луки совершена Божественная Литургия.

Иисусу Христу совершенно чужда земная слава, которая от людей, Он от нее скрывается и бежит. Исцеленный даже не знал, кто ему помог! Не мог назвать имени! Как целомудренна, кротка, смиренна поступь Христа. Вокруг Христа неизреченное облако славы и благодати! Как войти в его созерцание, как войти в бытие Христа? Как ощутить присутствие Христа в этом мире? Христос открывает нам эти тайны своим бытием на земле и говорит «научитеся от Мене…» (Мф.11:29).

4. «Великое множество больных»

Иисус пришел на овчую купель, где лежало «великое множество больных», но Иисус исцеляет только одного человека, тридцать восемь лет болящего. Почему не всех? Вот бы было шоу, зрелище! Эффект, наверно, бы был поразительный, это всех бы сразу «обратило» ко Христу! Но Иисус исцеляет одного, да еще скрылся. Бывало вокруг Иисуса Христа и много людей, но стремление к массовости Ему глубоко чуждо. Для Христа спасение одного человека имеет непреходящую ценность и вселенский масштаб. О женщине, возлившей на Него миро перед крестным Его страданием, Он сказал, «в целом мире» будет рассказано в память о ней и о том, что она сделала. Царство Божие подобно горчичному зерну (Мрк.4:31) и горчичное зерно истины сильно и способно благодатно влиять на весь мир.

5. Встреча в храме.

Мы начинали с вопроса Христа: хочешь ли быть здоров?

Вопрос по сути риторический, который подразумевает еще какое-то дополнение уже не риторическое, но по существу. Этот вопрос подразумевает, что здоровье зависит и от наших каких-то действий и усилий. Например, говорят: хочешь того-то? Делай то-то! Итак, что же подразумевал Христос? Кажется, Он открывает это Сам при встрече с исцеленным человеком в храме, сказав ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Вот то, от чего зависит наше здоровье – от нашего греха! И вот то, что должен делать человек, если хочет быть здоров – не грешить!

Удивительно и то, как божественно милосерд и духовно чуток Христос. Он не говорит этого наставления болящему человеку. Он назидает исцеленного, болящему Он помогает.

Поделиться:

Запись опубликована в рубрике Литургическая жизнь. Прямая ссылка

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

Можно использовать эти HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*

*


  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

    Каждые 100 рублей Вашего пожертвования продлевают работу службы на 1 час:
    это помощь нашим одиноким патронажным подопечным, это утешение больных в хосписе, это помощь немощным в инсультном отделении, это помощь бездомным, это работа образовательного центра для сестер милосердия, это продолжение капитального ремонта здания, в котором очень нуждаются все наши проекты...
  • Рубрики

  • Архивы