Когда-то, наискосок от нынешнего нашего «Дома сестринского ухода» по ул.Транспортной, 12, был храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, ныне это место — ул. Старо-Деповская, 3. И в нем служил о.Илья Коровин. В годы репрессий и гонений на церковь — храм снесен, священник — расстрелян. Об этом наше повествование.
Протоиерей Коровин Илья Евгеньевич, родился в 1872 году, в 32 года рукоположен во священники. Жил и служил в Томске. В возрасте 65 лет 21 сентября 1937 года расстрелян — в Рождество Божией Матери.
К началу XX века православное население Томска достигло 50 тысяч человек, а количество приходских храмов с середины XIX века не изменилось — их было восемь за исключением монастырских храмов. На совместных собраниях прихожан и духовенства было решено открывать новые приходы.
Преосвященным Макарием (Невским), Архиепископом Томским (1891 – 1912 гг.) была освящена Николаевская деревянная церковь на железнодорожной станции (ныне Томск II).
Однопрестольная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1906 году тщанием прихожан служителей железнодорожников при станции Томск II по инициативе инженера Аркадия Николаевича Матвеева при субсидии в 3000 рублей от фонда императора Александра III.
Здание деревянное на каменном фундаменте с колокольней, в связи с ней, прочное. Крыша железная. Вокруг церкви ограда.
Для священников и псаломщика были построены деревянные дома на средства Томской железной дороги в 1914 году, и они составляли собственность церкви.
Имелась приписная часовня при Томской железнодорожной больнице, содержащаяся за счет Томской железнодорожной дороги и часовня на товарном дворе при станции Томск II. Эта часовня содержалась за счет служителей этого двора.
Была церковная библиотека. Приход имел школу церковно-приходскую на разъезде Сураново Томской железной дороги, двухклассную железнодорожную школу на станции Томск И, вокзальное приходское Ломоносовское училище на Вокзальной улице и второе Вокзальное приходское училище на той же улице.
В Клировой ведомости за 1911 год сообщается, что штатным священнику и псаломщику выплачивалось жалованье от Сибирской железной дороги по 600 и 300 рублей в год соответственно, кружечные доходы составили 1068 рублей, прихожан насчитывалось около 2 тыс. человек .
В этой церкви и служил священником Илия Евгеньевич Коровин.
Родился Илья Евгеньевич в 1872 году в Пермской губернии с. Мангаж. С 1896-1903 года служил в должности псаломщика в Томском Благовещенском кафедральном соборе, в 1903 году рукоположен во диакона, закончил Томскую духовную семинарию, в 1904 году рукоположен во иерея, служил в Вознесенской церкви до 1906 года, затем был переведен в эту Николаевскую церковь и прослужил в ней 19 лет до её закрытия в 1925 году. Церковь была закрыта, все её имущество поступило в Вознесенскую кладбищенскую церковь (ныне район Сибкабеля).
Илия Евгеньевич после закрытия Никольской церкви год прослужил в церкви Иоанна Лествичника , затем, уже будучи протоиереем, переведен в Вознесенскую церковь. Приход здесь именовался Вознесенско-Николаевским. В 1929 году посещаемость церкви по воскресениям составляла 500 человек.
11 лет до 1937 года Илья Евгеньевич служил Вознесенской кладбищенской и в Никольской (Христорождественской) церквях.
16 августа 1937 года арестован, проходил по делу, как член контр-революционной организации «Союз спасения России» (дело П-6955 архива УФСБ по Томской обл.).
4 сентября 1937 года «за контрреволюционную повстанческую деятельность» осужден и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Сибирское НКВД сфабриковало дело о «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась поэту Николаю Алексеевичу Клюеву (†октябрь 1937).
21 сентября 1937 года в Рождество Божией Матери протоиерей Илия Евгеньевич Коровин принял мученическую кончину.
Ему было 65 лет, 41 из которых он прослужил в храме Божием, 33 года — священником.
В августе 1960 года был реабилитирован.
—————————————
Подготовила администратор сайта Мария Пучкова.
Использованные публикации :
1) Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.2. Томск, 1992. С.91.
2) Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004.
3)»Храмы Томска» прот. Олега Безруких, 2004 г., CD-диск.
4) Информация опубликована на сайте «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
3 коммент.
На сайте «Правмир» Василий Ханевич: Колпашевский яр – символ нашего забвения:http://www.pravmir.ru/vasiliy-hanevich-kolpashevskiy-yar-simvol-nashego-zabveniya/
Боль людская : книга памяти томичей, репрессированных в 30 — 40-е и начале 50-х годов. [Вып. 2]. — Томск, 1992
http://elib.tomsk.ru/purl/1-6545/
НАРЫМСКАЯ ГОЛГОФА
М. В. ФАСТ, Н. П. ФАСТ
http://providenie.narod.ru/0001070.html