О храме святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, с. Корнилово.

1. История храма.

Село Корнилово древнее, в 2013 году будет 350 лет от его основания. Архивные данные и сельские предания свидетельствуют о том, в селе была часовня, которая в 1920-ые была заново отстроена селянами, но уже в 1930-ые годы разрушена советскою властью. Семьдесят лет народ жил вне духовного опыта жизни. Селяне славно трудились (здесь начинал свой трудовой путь, тогда совхозного агронома, бывший губернатор Томской области Виктор Мельхиорович Кресс), был на селе клуб, народные гуляния, но самого главного на селе не было. В 2002 году житель села Чернов Анатолий Ефимович совместно с главой администрации Корниловского поселения Круглыхиным Николаем Владимировичем определили место для строительства сельского храма. Как оказалось потом, сами того не ведая, они выбрали для храма практически тоже самое место, где он всегда и находился, в пятидесяти шагах от месторасположения древней часовни. 30 мая того же года Архиепископ  Ростислав (тогда еще епископ) совершил молебен на основание храма святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. За пять лет храм был построен трудами и попечением строителя храма Чернова А.Е., было, конечно, и много других помощников, но основной вклад, несомненно, его. Проект кровель храма, выполненный в стиле псковских церквей XI-XII вв., сделан иконописцем томского Богородице-Алексиевского монастыря Трофимовым Николаем.  Он же сделал проект для Воскресной школы, которая была построена попечением Устинова А.Г. и Чернова А.Е.. В этом, 2013 году, по эскизам Трофимова Н.строится ограждение храма, финансирование для которого получено при содействии В.М. Кресса. Так постепенно получается достаточно красивый храмовый архитектурный ансамбль. Особенность нашего храма еще и в том, что в отличие от многих современных деревянных храмов, сложенных из оцилиндрованных бревен, он построен из настоящих цельных бревен и в этом его простая, но неповторимая красота.

2. Богослужение и клирос.


В нашем храме богослужение совершается в знаменной традиции. «Знаменное пение – основная, наиболее древняя и наиболее устойчивая форма древнерусского церковного пения» (митр. Илларион (Алфеев) Православие: в 2т.-т2.-3-е изд.- М.: Изд-во Сретенск. монастыря, 2010.- 976 с.,стр.845). Знамя – значит особый знак, указывающий мелодический ход. Ряд знамен – попевка, итоговая мелодия состоит из различных попевок. В европейской системе для записи мелодии используется нотный стан, мелодия является результатом определенного набора отдельных нот. Знаменное пение, как правило, одноголосное (унисонное), но известно и знаменное многоголосие, которое является сокровищем русской певческой культуры. В отличие от европейской системы многоголосного пения, которая основана на системе контрапункта (аккорда), русское многоголосие (строчное пение) состоит из отдельных строк, достаточно самобытных развитых мелодий, которые удивительным образом сливаясь друг с другом, друг друга не ограничивая, но, дополняя и украшая, создают неповторимую красоту русского многоголосия, незаслуженно забытого. Европейское пение, как правило, многоголосное – партесное, т.е. состоит из различных партий, например: бас, тенор, альт, сопрано. Сама по себе мелодия – одна партия ценности не представляет и в этой системе пение в один голос считается ущербным. Здесь аккорд, гармония довлеет над мелодией, подчиняя ее себе, и в известной мере сковывая ее. Знаменное богослужебное пение является уставным пением Православной Церкви и принадлежит преданию Православной Церкви, оно является природным и родным пением Вселенской Православной Церкви, в том числе и Русской, которое выросло из недр самой Церкви. Партесное пение, является плодом западноевропейской культуры, оно возникло в эпоху «Возрождения», но тем не менее освящено традицией последних трехсот лет употребления в Русской Православной Церкви. В настоящее время Церковь принимает и ту и другую традицию, мы придерживаемся древней (поем знаменное одноголосие). Нам легче исполнить устав. Например, всем известно, что существуют в богослужебном уставе периоды пения Полиелея и периоды пения Непорочен, в современной повсеместной практике в воскресные дни всегда поется Полиелей. В партесной традиции нет практики пения Непорочен. В воскресные дни  Великого поста хор станет в тупик перед требованием устава, в знаменной традиции это все поется естественным образом. Или, например, как в Великий праздник Рождества Христова или в храмовый праздник украсить богослужение более полным пением Полиелея, и пропеть пусть не два псалма, но хотя бы один 134-й псалом полностью? Для традиции партесного пения это может быть непреодолимой трудностью. Для знаменной традиции это поется естественно, потому что знаменное пение хранит традицию «роспева» – некий мелодический рисунок, который позволяет распеть весь псалом. Знаменное пение подчинено, богослужебному слову, которое воспринимается не как текст для мелодии, но именно слово, которое необходимо распеть. Поэтому к богослужебному слову самое внимательное отношение, в нем сокровище духовное, которое изречено Духом Святым чрез церковных богословов и поэтов, например, господина Космы и господина Иоанна (так в наших богослужебных книгах, это знаменитые преп. Косма, еп. Маиумский и преп. Иоанн Дамаскин). Поэтому в праздники при чтении канона в нашем храме часто очередь, всем хочется поучаствовать в этом главном церковном действе праздника – чтении канона праздника, где раскрывается смысл праздника, значение его для нашего спасения. Мы понимаем, что главное на клиросе молитва, поэтому в меру сил своих стараемся, кто-то из наших прихожан заметил: молитва клироса определяется по тому, как он читает: «Господи, помилуй».  Багаев Павел, Суравцова Надежда, Касаткин Стефан, Пучкова Мария, Драчева  Наталия, Зайцева Мариамна, Прачикова Мария, Осипова Ксения – это наши ревностные клирошане, большей частью это городские жители. Кто-то пришел через Православную патронажную службу, кто-то своим путем. Но приход  все-таки деревенский и собраться в таком составе мы можем только в самые Великие праздники в обычные дни нас немного, иногда на клиросе  два человека да храме стоит один-два вот и все прихожане. А потом еще кто-то женился или вышел замуж, или переехал, или ушел в монастырь или охладел к богослужению, и думаешь: кто будет петь- то? Но вдруг, появляется человек с ревностным желанием участвовать в знаменном богослужении на клиросе, и опять начинаем с азов: горка, согласия, знамена, пометы, гласы, роспевы, догматики, степенны и т. д. (О храме Бориса и Глеба с.Корнилово на епархиальном сайте http://pravoslavie.tomsk.ru/news/760)

3. Иконостас
В нашем храме иконостас в древнерусской традиции преп. Андрея Рублева, Дионисия и других древних иконописцев. В совете с иконописцами Томского Богородице-Алексиевского монастыря Георгием Родионовым и Николаем Трофимовым подобраны репродукции. Местный иконописец Олег Сивков постепенно эти репродукции заменяет настоящими писаными иконами. Мы очень радуемся его иконам. Краски подобраны спокойные, цвет глубокий, теплый, тихо-лучистый, образы живые, побуждающие к молитве. Работница храма, когда поставили икону Спасителя справа от Царских врат, говорит: «Как живой,  хочется за ризы потрогать».  Для объективности нашего впечатления приглашали экспертов из Томского художественного музея и др. и все отметили высокое художественное достоинство нашего писаного иконостаса. А  бывший в нашем храме экскурсовод Троице-Сергиевой Лавры, посмотрев на икону Спасителя, сказала: «У вас нерукотворный образ». Иконостас пишется не быстро, но, тем не менее, дописывается местный ряд, на очереди деисус.

4. Колокольный звон.
У нас небогатый, но хорошего качества набор колоколов, три зазвонных колокола и три больших. Среди прихожан нашлись и талантливые звонари – местный житель Басов Владимир, прихожанин из города Багаев Павел, оба звонят здорово, заслушаешься, звонят по-разному, кто разумеет, сразу отличит, кто звонил, но различные житейские заботы не позволяют быть на службе регулярно, поэтому чаще всего звонит пономарь и чтец храма Стефан Касаткин. Начал он робко, считал себя неспособным к такому делу, но за пару лет освоил науку колокольного звона и в последнюю праздничную службу звон был такой чудный, что я подумал, что это кто-то из наших корифеев колокольных приехал ради праздника отзвонить. Спросил об этом Стефана, а он отвечает: «нет, батюшка, это я звонил», я его поблагодарил. В Корнилове мы очень ясно ощутили, почему большой колокол называется Благовест, особенно в праздничные дни, только отзвонишь, люди тут как тут, а в Пасху, если не перестать звонить, из храма не уйдешь. Как-то одному корниловцу говорю: «Почему ты в храм не ходишь?», улыбается застенчиво, молчит.
- Ты же слышишь колокольный звон каждое воскресное утро?
- Слышу,
- Ну и что? Ничего у тебя там внутри не щемит?
- Щемит,
- Ну и что же ты в храм-то не идешь?
-Батюшка, ну ты погоди, не все сразу…
Другая селянка сказала, когда колокола зазвонили в Корнилове, на душе легче стало.

5.  Воскресная школа.
Рядом с нашим храмом построен дом-изба для Воскресной школы, строение выполнено в одном стиле с храмом и потому они взаимно дополняют и украшают друг друга. В воскресной школе занимаются порядка десяти человек детей, возраст от трех до четырнадцати лет, основной состав десятилетние. На праздник Рождества и Пасхи Христовой собирается до двадцати человек. Преподаватели воскресной школы Шкляр Ярослава Юрьевна – учитель рисования и главный организатор, Осипова Ксения Ивановна – учитель пения, Настоятель священник Николай Абрамов ведет Слово Божие. Дети занимаются с интересом и поют с радостью и рисуют и Священную историю живо изучают. Мы со своей стороны стараемся их не перегружать школьными занятиями, чтобы не отбить охоту к ним, и всегда придумываем какие-нибудь подвижные игры, которые, конечно, им очень нравятся. Последняя наша находка – городки. Родители нам хорошо помогли, Олег Александрович Шкляр, сделал две биты и два набора городков, Петров Андрей Васильевич и Басов Владимир Юрьевич соорудили замечательную площадку из плах (1,5 X 1,5 м) – «город». Игра всем детям очень понравилась. Очень им нравится бег на время или на перегонки. Они, кажется, могут бегать до упаду, и первым устает преподаватель, который дает команду на старт и встречает их на финише. Сейчас школа на летних каникулах, кто-то из детей был в «Заставе», вернулись как с войны, кто-то отдыхал в «Юнге», довольные. Преподаватели готовятся к новому учебному году.

6. Работники по храму

Наши неизменные работники по храму Иванова Вера Алексеевна и Будаева София Александровна, они нас постарше, т.к. уже на пенсии, но по слову апостола Павла «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется»(2 Кор.4,16),  мы называем их самыми молодыми. И это действительно так, на службу они первые приходят в храм, а в будни часто единственные прихожане на богослужении. Вера Алексеевна казначей, неизменный чтец шестопсалмия (церковно-славянский освоила в шестьдесят лет(!) и читает без ошибок!), кроме того, уборка в храме, чистка подсвечников, лампад и др. хозяйственные работы по храму выполняются под ее руководством. София Александровна замечательный, понимающий с полуслова пономарь (а это великий дар любви!), она же просфорница, распорядительница продовольственных приношений прихожан, певчая, когда на клиросе никого нет,  неизменный чтец пятидесятого псалма на Полиелее. Много других прихожан, которые активно трудятся в храме Екатерина Череповская – работница церковной лавки, Андрей и Елена Петровы, Владимир и Надежда Басовы курируют храмовую территорию – трава должна быть скошена, цветы в церковном садике прополоты. Стефан Касаткин талантливейший цветовод,  лилии, бархатцы, флоксы, пионы, фиалки, все с большим вкусом подобрано и высажено около храма, Рагузин Сергий обеспечивает чистоту тропинок в зимний период и в летний период следит за чистотой газонов.

7. Библиотека.
В нашем храме есть библиотека, в ней насчитывается порядка трехсот томов книг. Книги мы не покупали сами. Получилось так, что лет пять назад кто-то нам начал носить книги сумками, и многие книги были ценные. Было видно, что кто-то собирал духовную библиотеку, а теперь решил часть книг передать храму. Так у нас появилась своя библиотека. Библиотекарем попросили быть Рагузину Анастасию, она согласилась, провели опись книг и разместили их в воскресной школе. Списочный состав читателей – сорок человек, тех, кто  когда-либо брал в библиотеке книги, но активных читателей маловато. При написании этой статьи решили написать объявление в притворе о том, что есть в храме библиотека и объявлять об этом на службе.

8. Благовестие и  жители села Корнилова.
На последней праздничной службе (Преображение Господне) было человек сорок, для нас это много, это хорошо, но половина из пришедших были приезжие из города, дачники, самих же корниловцев мало, причем тех, которые воцерковились именно в нашем храме единицы. Какие могут быть причины?
Богослужения недостаточно! Нужно еще благовестие  вне храма. Такой опыт есть, например, с учителями Корниловской школы мы встречаемся достаточно часто. Некоторые из них могут с охотой послушать священника на беседе, встрече, лекции, но при этом они не стали прихожанами храма. Значит нужно что-то еще? Что? С другой стороны, они не стали прихожанами, но, может быть, они стали более задумываться о Боге и вхождение их в приходскую жизнь дело будущего. Поэтому в наших планах организация таких встреч не только с учителями, но и просто с селянами, например, в сельской библиотеке.  Хорошо бы, конечно, и какое-то дело, например, подобное патронажной службе в городе, но на селе нужно что-то свое. Все это в наших замыслах и воле Божией. Итак, мы  будем простираться вперед (Фил. 3,13), подвизаясь в меру наших сил, остальное оставляем действию промысла Божия.

Иерей Николай Абрамов

———————————————————

Статья в Томских епархиальных ведомостях № 8 (165) 2012 г. от Р.Х.     здесь…

10.08.2014 года. Статья «Часовня Всемилостивого Спаса и храм Бориса и Глеба с.Корнилово» http://sluzhenie.tomsk.ru/?p=12523

Фотогалерея

Запись опубликована в рубрике - томские истории, Для чтения, Литургическая жизнь
  • +
    • Как жестокий и злобный недоступен для приходящих, так сострадательный и милостивый сострадает нуждающимся… милость есть исполненное любви расположение к скорбящим и претерпевающим бедствие. Святитель Григорий Нисский (18, 422).

  • Новое:Приглашаем к участию в проекте «Попечение о бездомных». Каждый четверг мы проводим "Горячий обед" в помещении "Центра социальной адаптации" (Иркутский тракт, 69). Нам необходимы добровольцы с автомобилем для транспортировки горячего обеда, продуктов по четвергам с 11 до 13 часов. Вопросы по тел 8-952-899-41-26 (Ольга Владимировна).
  • +
  • +

  • *
  • *
  • *
  • *
  • +
  • RSS Социальное служение Томской епархии.

  • +
  • - алко- и наркозависимые (8)
    - бездомные (34)
    - благотворительность (17)
    - добровольчество (11)
    - душеполезное (31)
    - инвалиды (19)
    - методическая база (13)
    - молитвы (5)
    - о болезни, о смерти (30)
    - о милосердии и любви (27)
    - о старости (9)
    - официальное (7)
    - проза (3)
    - размышления (6)
    - святые (14)
    - священное писание (4)
    - семья,дети (12)
    - сестры милосердия (17)
    - слово пастыря (29)
    - стихи (1)
    - томские истории (29)
    -врачи и сестры милосердия (1)
    Архив просьб о помощи. (38)
    Вел.кн.Елисавета Феодоровна (8)
    Для чтения (190)
    Дом сестринского ухода (53)
    Епархиальные соц.конференции (28)
    Литургическая жизнь (76)
    митр.Серафим Чичагов (4)
    О нас – Святолукинский храм и ДСУ (6)
    О социальном служении РПЦ (72)
    Общецерковные съезды (21)
    Объявления (18)
    Окормление хосписа (29)
    Патронажное служение (117)
    Подопечные: короткие истории (22)
    Попечение о бездомных (37)
    Проповеди свт.Луки (8)
    Просьбы о помощи (58)
    Публикации (7)
    Святитель Лука (39)
    Служение святых ближним (58)
    СМИ (17)
    Соц.служение Томской епархии (220)
    Финансы (54)
    Центр помощи семье "Поможем вместе" (35)
    Чем мы можем Вам помочь (14)

    Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.

  • RSS Милосердие.Ру

  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  • Рубрики

  • Архивы

  • Православный календарь

    +++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++