Болезни и бедность

 Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним,

ниже ослабей, от Него обличаемъ. Егоже бо любит Господь,

наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет.

Евр. 12., 5-6

          Скорби – великий учитель;  скорби и показывают наши слабости, страсти, нужду в покаянии; скорби очищают душу, вытрезвляют ее, как от пьянства, низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели1.

        Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие  за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят нас снова в любовь Его: Твой мир, сказано, и Твою любовь даруй нам: вся бо воздал еси нам2. Помни, что в болезни Господь с тобою: с Ним есмъ в скорби3, что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующего нас. Веруя во время благополучное, будь постоянен в вере, надежде и любви.

       Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна: ты упал духом, уныл; мысли одна другой мрачнее обуревают тебя; твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога. Брат мой! Приими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда ломает вдоль и поперек? Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, егоже бо любит Господь, наказует4; радуйся о том, что ты теперь не удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым; радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию. Болезни, на наши глаза, представляют из себя только одно болезненное, неприятное, ужасное: редко кому из нас во время болезни представляется польза, которую приносит душе нашей болезнь; но у Премудрого и Всеблагого Промыслителя – Бога ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности. Не возвратится тоща ни одна болезнь, посланная на нас. Поэтому надо иметь в виду пользу болезней, чтобы легче и спокойнее можно было страдать. Пострадавый плотию преста от греха5, сказано в Писании.

Читайте также:  26 августа сестры совершили паломническую поездку в Нагорный Иштан

         В болезни и, вообще, в немощи телесной, равно как и в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верою и любовию, потому что в скорби и болезни – сердце болит, а вера и любовь требуют здравого сердца, покойного сердца; поэтому и не надо скорбеть о том, что в болезни и скорби мы не можем, как бы следовало, веровать в Бога, любить Его и усердно молиться Ему. Всему время. Иногда и молиться не благоприятное время.

         <…>

        Наша плоть унывает и понуряет голову, когда подвергается немощам; а когда здорова и вкушает удовольствия плотские, тогда восхищается, скачет и выходит из себя. Не надо обращать внимания на обманчивые чувства плоти и вообще должно пренебрегать всякою плотскою игрою, плотским восторгом; нужно благодушно терпеть скорби и болезни плотские, духом мужаться и возлагать надежды на Бога.

         Никогда так не трудно сказать от сердца: да будет, Отче, воля Твоя6, как в сильной скорби или в тяжкой болезни, особенно при неправдах от людей, при навадждениях или кознях врага. Трудно от сердца сказать: да будет воля Твоя – тогда, когда мы сами сделалаись виновниками какого-либо несчастия, ибо, думаем мы, это не Божия, а наша воля поставила на в такое положение, хотя ничто не бывает без воли Божией. Вообще, трудно поверить сердечно, что воля Божия есть страдание наше, когда сердце знает и по вере, и по опыту, что Бог есть блаженство наше, а потому трудно и говорить в несчастии: да будет воля Твоя. Мы думаем: неужели это воля Божия? Отчего же Бог нас мучит? Отчего другие покойны и счастливы? Что мы сделали? Будет ли конец нашей муки? и т.д. Но когда растленной природе нашей трудно бывает признать над собою волю Божию, без коей ничто не бывает, и покориться ей со смирением, тогда-то пусть она и покорится ей, тогда-то пусть и принесет Господу свою драгоценнейшую жертву – преданность Ему сердечную не только в покое и счастии, но и скорби и несчастии; свое суетное, ошибочное мудрование да покорит премудрости Божией совершенной, ибо как отстоит небо от земли, так отстоят помышления наши от мысли Божией7. Да принесет всякий человек своего Исаака, своего единородного, своего возлюбленного, своего обетованного (кому обещаны покой и блаженство, а не скорбь), в жертву Богу и да покажет Ему свою веру и свое послушание, да будет достоин даров Божиих, коими он пользовался или будет пользоваться.

Читайте также:  Любовь Татьяны Гримблит

         При покое, просторе, услаждении плоти она оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте, озлоблении, томлении – умерщвляется со всеми своими страстями; вот почему премудрость и благость Отца Небесного подвергает и душу, и тело наше жестоким скорбям и болезням, и вот почему нам должно не только благодушно терпеть скорби и болезни, но и радоваться в них больше, чем в состоянии душевного спокойствия, простора и телесного здоровья, ибо несомненно худо душевное состояние того человека, который не подвергается душевным скорбям или телесным болезням, особенно при обилии благ земных; сердце его неприметным образом плодит из себя все виды грехов и страстей и подвергает его духовной смерти.

            По премудрому устроению Божию, в этом мире одно другому предшествует и одно другим сменяется: бесчестие и честь, бедность и богатство, здоровье и болезнь; пред дарованием богатства Господь часто испытывает крайнею скудостию, а богатых лишает всего; пред честию – бесчестием, а возвышенных честию – унижением, чтобы мы научились ценить дары Божии и не гордились в счастии, зная, что оно дарование Владыки, не заслуженное нами.

              Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.

             <…>

            Многоразличные греховные привязанности сердца нашего Господь испытывает различным образом: иного (скупого) испытывает потерею денег или имения, или какой-либо части из собственности, попускает ворам окрадывать, разбойникам грабить; иного пожаром, иного наводнением, иного напрасными издержками по неудавшимся делам, иного болезнию и издержками на лекарства и врачей, соединенными с болезнию; иного бесчестием – всех испытывает всяко, да всяко откроет в каждом его слабые, болезненные стороны сердца и научит каждого исправлять себя. Весьма у многих душу проходит оружие, яко да открыются от сердец их помышления их8. Поэтому, какой бы ни случился убыток из твоего имения, верь, что на то есть воля Господня, и говори: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно (во веки)9.

 _______________

          1Иоанн Кронштадтский. Болезни и бедность // Мысли христианина : общехристианские выдержки с распределением, по существу и сходству предметов на главы и параграфы из духовного дневника протоиерея отца Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Андреевского собора в Кронштадте «Моя жизнь во Христе» / святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва ; Кронштадт, 2007. – С. 264-270. – (Духовный собеседник).

       2 Заключительное прошение ходатайственной молитвы после призывания Святого Духа для преложения Святых Даров, из последования Божественной литургии св. Василия Великого.

        3 Пс. 90, 15.

       4 Евр. 12, 6.

       5 1 Пет. 4, 1.

      6 Мф. 6, 10.

       7 Ис. 55, 9.

       8 Лк. 2, 35.

       9Иов. 1, 21.

Запись опубликована в рубрике - душеполезное, - инвалиды, - о болезни, о смерти, Для чтения. Прямая ссылка

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы