Дневник V Социальной конференции Томской митрополии.

Пятая социальная конференция прошла в Томске с 22 по 25 ноября. Четыре дня по восемь часов ежедневно шли горячие обсуждения, как помочь людям. Охват тем – самый широкий: как помогать людям в трудной жизненной ситуации, семьям многодетным и малообеспеченным, людям без определенного места жительства, сиротам, инвалидам. Словом, речь шла о самых незащищенных слоях общества, которые нуждаются в поддержке.

В целом,  на конференции докладчики из томской и кемеровской области рассказывали, как осуществляется  социальное служение на местах. От стрежевского прихода на конференцию ездила помощник настоятеля по социальному служению Олеся Горгорова.

Поделиться опытом, рассказать, с какими трудностями пришлось столкнуться в том или ином вопросе, как сотрудничать с государственными структурами, выслушать разные мнения, задать важный вопрос – вот для чего собрались священники, социальные работники приходов и представители администраций.

День первый. Право на жизнь

В первый день работы конференции обсуждали проблемы, связанные с материнством и детством. Несколько выступающих приветствовали собравшихся, начальник департамента по вопросам семьи и детей Томской области Маргарита Шапарева вручила благодарственные письма тем, кто успешно занимается социальным служением на поприще семьи и детства. Так, высокую оценку своей работы получили священники Колпашевской епархии: иерей Анатолий Поляков,  настоятель Прихода храма блг.кн. Александра Невского с.Александровское и иерей Алексей Лупсяков, клирик Прихода храма Святителя Николая г.Стрежевого.

Протоиерей Николай Абрамов очень подробно рассказал о социальном служении в Томской области, презентация была ярко проиллюстрирована слайдами на экране. Все виды социального служения представлены здесь в той или иной мере. Томская область поделена на две епархии: Томскую и Колпашевскую. «В Колпашевской – основная площадь, в Томской – основная часть населения», — так оценили соотношение сил.

Бурю вопросов, мнений, возражений вызвало сообщение на тему «Современное состояние проблемы защиты жизни детей-младенцев до рождения». «Дорогой гость», — именно так назвал докладчика ведущий секции протоиерей Николай Абрамов — Сергей Чесноков — президент АНО «За жизнь» (г. Москва) — глубоко изучил тему всесторонне: с точки зрения медицинской, человеческой, религиозной, атеистической. Начинало движение «За жизнь» свою работу с малых задач, скромных целей, теперь же на федеральном уровне реализуется большое количество проектов, акций в защиту жизни нерожденных детей.

Начал свое выступление Сергей Чесноков с мысли о том, что мы, как «иваны – родства не помнящие», знаем о том, что в нашей стране массово гибнут дети, творится беззаконие в рамках закона. Страшно, что мы ничего не делаем, считая это нормой, или же думая, что это то, что должно идти само по себе, и каждый из нас не имеет к этому отношения. В результате – ничего не делается, или делается слишком мало.

Дискуссия развернулась нешуточная, когда в зале появились студенты.  Так, наиболее активный юноша высказал мнение о том, что если бы родители его не произвели на свет, он бы не обиделся, потому что тот, кого нет, кто не существует, обижаться не может. Человек, по мнению студента 4 курса, рождаясь, сразу стремится к смерти, и сроки тут не имеют значения. Сергей Чесноков парировал: «Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда не цените жизнь и все, что в ней происходит, потому что она благополучна. И вы думаете – так будет всегда, однако, с первыми возрастными недомоганиями, болезнями, это ощущение пройдет».

Молодой человек упорствовал, доказывая, что «аборт – не убийство, а бьющееся сердце – всего лишь мышца, механизм, который качает кровь. Человек живет, когда у него включается разум, когда же он угасает, человека вполне можно считать мертвым». В ответ, много было сказано в защиту жизни, даже самой крохотной, много примеров приведено.

Вступила в дискуссию и я: «Не всякий взрослый человек может похвастаться разумным ответственным подходом к жизни, так что же, он не человек, следуя вашей логике? А младенец, которого даже акушеры называют ребенком, еще не разумен – он тоже не человек? » Юноша не нашелся, что ответить. В споре приняли участие врачи-акушеры, психологи — словом, дискуссия стала весьма жаркой. В результате, студент, не сдавшись в сути вопроса, допустил, впрочем, что когда он «увидит на УЗИ бьющееся сердце своего ребенка, он вероятнее всего будет счастлив, остальное же не имеет значения, потому что это личное отношение каждого».

«Ребенок с момента зачатия – ребенок, человек». Вопрос из зала: «Но мать тоже человек, что же, она не имеет право думать о себе?» Имеет. Но право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека. И ставить одну жизнь выше и значимее другой – нельзя.
Еще одна проблема была обсуждаема весьма активно: «Детство для детей и взрослых». В нашем обществе дети слишком долго находятся в прослойке «дети» — как несмышленые, не самостоятельные, инфантильные существа. Мы привыкли, что детсадовец – ребенок, школьник – ребенок, студент – ребенок. Но вот человек окончил университет, и вдруг мгновенно становится взрослым. По меркам общества это нормально. По меркам психолога это неверный подход в принципе. Что тут произошло? Изменился статус, а человек так и не научился принимать решения, быть взрослым, отвечать за свои поступки. Он слишком долго был маленьким, его не научили.

Осмыслением темы вновь поделился Сергей Чесноков: «Любой маркетолог скажет, что для того, чтобы продать товар, нужно продать образ жизни, который сопутствует данному товару. Аборты влекут за собой целую индустрию, которая борется с постабортными осложнениями; для тех, кто не хочет рожать, работают фармацевтические компании, производя контрацептивы; так называемый «абортивный материал» живо раскупается на стволовые клетки, замещающие органы, для производства косметики. Пока есть такая машина, столько людей, материально заинтересованных в этих смертях, изменить что-либо будет крайне сложно. Но возможно, если подвигать свои идеи, говорить, стучаться во власть, в народ. Изменить отношение к материнству и детству необходимо. Ныне девочке внушаются ценности: карьера, деньги и т.п., а материнство – как досадный тормоз в самореализации. И когда дочь (даже и замужняя) приходит к маме за советом, та, как правило, имея свой абортивный опыт, зная о нем из опыта своей матери (в России аборты узаконены 94 года – так третье поколение растет на крови невинно убиенных младенцев), не может дать иного совета. Так дочь, всецело доверяя матери, которая «всегда права и дурного не посоветует», совершает роковую ошибку».

Читайте также:  17 мая участвовали в секции «Добровольческая помощь участникам СВО»

Движение «За жизнь» ставит своей целью выведение абортов из ОМС и далее – запретить прерывания беременности на всей территории России. Конечно, такой призыв вызвал вопросы о вероятных криминальных абортах, о ситуациях, когда врач, основываясь на результатах УЗИ, ставит страшный диагноз ребенку, и рекомендует не рожать больного малыша и т.п. Ответ священников и президента «За жизнь» можно объединить в такой тезис: «Давайте ценить любую жизнь. Ведь если Бог привел человека в мир, значит, ребенок должен появиться на свет. Мы не вольны распоряжаться жизнью другого человека, тем более, когда речь идет не о войне, где встречаются сильные подготовленные вооруженные мужчины, но о ситуации, в которой жертва – беззащитный крохотный ребенок».

День второй. Помочь семье!

Второй день конференции поднял темы поддержки замещающих семей, помощи кризисным семьям, и как помочь «просителю».

Ведущий круглого стола по теме «Помощь детям и кризисным семьям», иерей Алексей Нагибин, настоятель прихода храма святителя Николая с. Зырянское, очень эмоционально рассказывал о том, какая работа ведется в его селе. Бесспорное преимущество работы на селе в том, что все друг друга знают, вся жизнь проходит «как на ладони», трудно что-то утаить. Здесь не обязательно звонить и жаловаться, приходить и просить помощи (хотя, это конечно облегчает работу священника), зачастую батюшка уже знает, кому и какая нужна помощь. И помощь идет, работа ведется.

Есть семьи в селе, в которых женщина осталась с пятью маленькими детьми одна, и конечно она получает помощь регулярно: продуктовые наборы, вещевые пакеты. Кто-то попал в трудную жизненную ситуацию, и нужна разовая помощь – просто выбраться из кризиса. Все такие семьи на учете у отца Алексея, никто не остается без внимания. Каждый год проходит акция «Соберем ребенка в школу», и быстро собирается все необходимое для детей. Схема работы проста: в магазине ставят корзину с плакатом, на котором написана просьба приобрести на сдачу и положить в корзину что-то из школьных принадлежностей. Кто-то кладет карандаш, ручку, тетрадку, а кто-то возвращается в магазин и покупает ранец, заполняя его всей нужной канцелярией – все зависит от возможностей человека, от его желания помочь. Но, так или иначе, цель достигается общими усилиями, и нуждающиеся семьи могут собрать ребенка в школу минимальными усилиями. Ведь, особенно если речь идет о многодетной семье, где несколько школьников, эти сборы обходятся очень дорого. Кроме того, подарки к Рождеству Христову, Пасхе – так же собираются средства всем миром, и помощь распределяется.

Из разряда сложностей отецц Алексей Нагибин отметил, что в замещающих семьях представители органы опеки часто вольно или невольно настраивают детей против приемных родителей. Ребенку дают номер телефона социальной службы и говорят, что если будут нарушаться права – всегда можно позвонить и пожаловаться, и тогда этим родителям «мало не покажется». Подростки, особенно в переходный период, быстро понимают свою выгоду и начинают шантажировать опекунов или усыновителей. В результате рычагов воздействия, воспитания, мотивации у взрослых попросту не остается. И это проблема.

Отец Алексей часто берет к себе в дом кого-то из детского дома на летние каникулы, чтобы ребенок увидел, что такое семья как домашняя церковь. Проблему шантажа батюшка решает просто: «Не нравится – не держу, возвращайся в детский дом». Но когда они видят, что все пятеро родных детей священника слушаются отца, и видят ко всем одинаковое ровное отношение, с радостью начинают слушаться и «временные приемыши».

В ходе обсуждения, присутствующие делились опытом работы с замещающими и трудными, кризисными семьями, и пришли к выводу, что можно помогать бесконечно, но когда человек, семья, начинают воцерковляться, вот тогда только и есть результат, положительная динамика, выход на качественно другой уровень.

О работе с кризисными семьями подробно рассказала Сухомлина Екатерина Сергеевна, руководитель центра помощи семье «Поможем вместе». Верно говорят, что для того, чтобы начать помогать – достаточно желания. Но желание это должно быть сильным. Так, центр «Поможем вместе» провел большую работу, и теперь может помогать всем нуждающимся. Разработаны анкеты, шаблоны заявки просителя на оказание помощи, правила работы волонтеров, карта визита в семью, информационные листы, в которых четко указано, кому помогает центр, как идет помощь, и как может помочь нуждающимся любой человек.

Читайте также:  28 апреля поделились пасхальной радостью с подопечными Шегарского психоневрологического интерната «Забота»

Программа работы с кризисной семьей включает пункты: беседа с православным священником, православным психологом, при необходимости с психотерапевтом – это, что касается духовной и душевной помощи. Далее в работу включаются другие специалисты: юристы, няни, репетиторы, волонтеры, кураторы. На сегодняшний день команда центра состоит из 28 человек. Проекты, которые осуществляет центр, охватывают все аспекты жизни семьи: духовная беседа на дому, гуманитарная помощь, репетиторство с детьми-школьниками. «День рождения – праздник детства» — отдельный проект, когда ребенку имениннику устраивают настоящий праздник с подарками и тортом, ведь часто многодетные семьи не имеют возможности даже купить имениннику торт, чтобы он мог задуть свечи.

Прогулки с детьми, помощь няни – необходимая помощь в ситуации, когда мать не справляется, а отец все время на работе. Хотя, есть ситуации, когда глава семьи не работает, и тогда нужна отдельная работа с ним: выведение из депрессии, помощь в поиске работы. По статистике, семья из кризиса может выбраться за 2-3 месяца, если все шаги грамотно предприняты, и члены семьи отзываются на предложенные варианты, работают, ищут выход вместе с волонтерами. Донести простую истину, что «под лежачий камень вода не течет» бывает не просто, но, безусловно, очень важно.

Существует множество способов, как помочь «просителю». Составляются целые проекты, планы, которые упорядочивают такую работу, фиксируют динамику, и все-таки следует понимать, что излишняя помощь может развратить человека. «Дать удочку, а не рыбу», вернее сказать, не только «рыбу». Научить ходить своими ногами, а не перебираться постоянно на костылях. Вырастить иждивенца легко, вернуть обществу полноценного гражданина, который может сам обеспечить свою семью – вот задача, которую ставит перед собой любой православный центр помощи.

Даже когда речь идет о помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении им жилья в так называемом «Доме для мамы», речь не идет о том, чтобы воспитать феминистическую ячейку гордых ожесточенных женщин. Напротив, специалисты стараются наладить отношения с семьей, восстановить утраченные родственные связи, работа ведется не только с кризисной женщиной, но и с членами ее семьи. И вот эта всесторонняя работа и способна привести к внутреннему покою, радости. Что и требовалось с самого начала.

День третий. Сестринское служение

Третий день конференции был посвящен обсуждению тем «Сестринское служение», «Попечение об инвалидах».

С докладом выступила координатор сестричества в честь св. Жен – мироносиц при Знаменском храме —  Ксения Гурина. Она рассказала об истории создания сестричества, поделилась опытом работы и планами на перспективу. Координатор признала, что, несмотря на значительный опыт работы сестричества, проблемы есть, и основная из них – так называемый «синдром выгорания».  «Понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением». На практике это выглядит как непомерная усталость, потеря интереса к своим обязанностям, неудовлетворенностью своей работой.

Сестры занимаются попечением о людях в больницах или на дому — на общественных началах, не получая никакого материального вознаграждения. На них ложится не только собственно гигиенический уход за больными, но и более широкое попечение о них: кого-то нужно покормить буквально с ложечки, кого-то утешить, кто-то спросил о Боге, и тут нужно собрать все душевные силы и рассказать так, чтобы человек все верно понял. Катехизаторство, утешение, уход – большой труд, требующий усилий, времени, веры, смирения. В ходе прений было сказано, что «выгорать» может только неверующий человек, ведь у православного есть Бог, есть молитва, есть таинства, которые поддерживают и вселяют силы. Однако, на практике сестры отмечают, что момент «выгорания» все же имеет место.

Схема работы сестричества отработана до мелочей: за каждым отделение больницы закреплены сестры, есть так называемая «требная сестра», которая собирает заказы на записки, молебны, продает свечи. Она же помогает священнику в проведении таинств в больничной палате, если больной лежачий, или в часовне больницы, если пациент способен сам прийти. Чтобы не было никаких недоразумений, только требная сестра имеет право принимать добровольные пожертвования. В больнице есть небольшая библиотека православной литературы, однако сестры столкнулись с неожиданной проблемой: представители различных сект ставят на стеллажи свои книжки, убирая совсем или отодвигая православную литературу. Теперь сестры более внимательно приглядывают за библиотекой.

День четвертый. Помощь в зависимостях

На четвертый день Социальной конференции в Томске – последний день работы организаторы оставили несколько тем: «Попечение о бездомных», «Помощь людям, Страдающим алкоголе и наркозависимым», «Тюремное служение в Томской области».

О 20-летнем опыте работы с бездомными в Северске рассказала Алефтина Кораблева, социальный работник храма прп. Серафима Саровского. Центр несет светлое название «Луч надежды», и вполне оправдывает свое назначение. Здесь и комнаты дневного пребывания, и есть возможность принять душ, и вкусно поесть и поговорить, и посмотреть православный фильм с обсуждением и комментариями. Сотрудники центра стараются оказывать всестороннюю помощь, но отмечают, что часто бездомные не хотят ничего менять в своей жизни, и такое существование их вполне устраивает. Споры об иждивенчестве таких людей, паразитическом существовании прервал священник, который сказал: «Даже если из ста людей один вырвется из порочного круга, начнет нормальную трудовую жизнь — значит, мы не зря кормили и одевали 99 иждивенцев».

Читайте также:  В Отделе по соцслужению для студентов ТГУ организуются волонтерские практики

Обмен опытом в социально значимых вопросах очень важен. Так, разработан план помощи бездомным: оценить проблему, отвести человека в центр социальной адаптации, накормить, одеть. Работают в Томске выездные службы помощи, санпропускники, есть пункты обогрева в холодное время года. К разговору подключилась Титова Т.Н. – директор центра социальной адаптации г. Томска. Рассказ сложился объемный: людям, которые попадают в такой центр, а это, как правило, те, кто освободился из мест заключения, и оказался на улице, предоставляют жилье, двухразовое питание, одежду, помогают восстановить документы, подопечные проходят первичную медкомиссию. И вроде бы, после такого островка заботы, человек должен воспрять духом, начать трудиться, цепляться за нормальную жизнь. Однако, этого чаще всего не происходит.

По статистике, только 20 процентов тех, кто прошел через центр социальной адаптации, пытаются что-то изменить, выбраться со дна общества, остальные – так и мечутся по кругу «отогрелся-ушел-напился-замерз-отогрелся». Подопечные не однократно заявляли директору центра: «Если бы вы немного пожили той жизнью, какой живу я, вы бы ни за что не захотели вернуться в вашу жизнь». Сомнительно, но факт – эти люди видят счастье в отсутствии ответственности, обязанностей, каких-либо оков, ограничений, и это та свобода, за которую они готовы бороться. В холодное время года «клиентов» у центра больше по понятным причинам.

Замкнутый круг кажется нерушимым. Особенно если учесть, что из тех 20 процентов стремящихся к благим переменам в своей жизни, часть все-равно возвращается, потому что не выдерживают ритма, в котором постоянно за все надо платить: жилье, еда, одежда и тп. Участники дискуссии сошлись на том, что если бы была в области некая совсем дешевая социальная гостиница, где бы человек после центра социальной реабилитации мог проживать, это могло бы дать шанс хотя бы тем немногим.

По теме работы с зависимыми созависимыми выступил уже известный нам иерей из села Зырянское Алексей Нагибин и Александр Шаталов – руководитель Епархиального центра реабилитации социально-неблагополучных граждан «Во имя святого Великомученика Пантелеймона».

В Зырянском работает центр «Гармония», где проходят адаптацию после лечения в наркологическом отделении больниц области. Программа известная – 12-шаговая для восстановления человека в среде. Однако, если правила этих 12-ти шагов трактовать бездумно, пользы не будет. Иерей Алексей Нагибин привел примеры, из которых ясно видно, что без окормления священника программа неэффективна. Так, например, в программе есть момент, когда участники группы должны открыть друг другу что-то о своей жизни, эту церемонию реабилитанты называют попросту «открывашка». Священник был на такой «открывашке» и с одной стороны увидел отдаленное сходство с таинством исповеди и покаяния, с другой же – это уродливое подобие, которое не только не полезно, но может быть весьма вредным.

Или вот еще пример: у каждого реабилитанта есть день (в году, или в месяце), когда он не подчиняется никаким правилам и может делать все, что захочет. Приводит это к тому, что человек распускается за этот день, и борьба со страстью может свестись на нет. Мудрое наставление священника, направляющее в нужное русло имеет и тут важную роль, едва ли не определяющую.

Александр Шаталов поделился своим опытом работы с зависимыми людьми. Загородный центр, по сути – небольшая деревня, которую отдали для благого дела, принимает подопечных. Здесь кроме работы психологической, духовной, большой упор делается на трудотерапию – жители центра живут своим трудом. Огород, подсобное хозяйство с разного рода живностью, строительство новых домиков, творческие посиделки вечерами – вот то, что помогает справиться с зависимостью. Однако, главная роль отводится, безусловно, духовной жизни центра: регулярные исповедь, причастие, духовные беседы.

Из зала прозвучал вопрос: «А бывают ли бывшие наркоманы и бывшие алкоголики? Ведь обычно, даже если человек много лет не принимает алкоголя или наркотика, он в любой момент может сорваться от малейшего стресса». И тут разразились споры. Руководители центров реабилитации, которые работают только со светскими психологами и программами отмечают: «Да, человеку приходится жить в постоянном напряжении, он стабилен, пока приходит на группу трижды в неделю и только тогда держится. Если он не пришел, ему звонят. И сколько бы лет не прошло, люди по-прежнему считают себя «выздоравливающими». Так работают и общества анонимных алкоголиков. Человек не ощущает свободы, он боится ее, он привязан к данной группе, к этому городу. И только православные священники и руководители центров отмечали, что с любой страстью можно справиться с помощью Божией. И таких случаев достаточно много. Как только человек прилепляется к Богу, все становится на свои места.

Прилепиться Богу, и не отлепляться от Него ни на шаг – надежный способ не только излечиться от страсти, уже охватившей человека, но и не допустить падения.

Такие встречи с коллегами очень полезны, ведь обмен опытом может помочь избежать ненужных действий, ошибок. К тому же те, кто уже разработал какое-то направление, могут передать свои наработки тем, кто только начинает социальное служение. Следующая социальная конференция состоится в 2017 году. Организаторы ожидают еще более активного участия приходов.

Олеся Горогорова, Колпашевская епархия Томской митрополии.

————

По материалам сайта Колпашевской епархии «Православие в Нарымском крае»

Запись опубликована в рубрике Епархиальные соц.конференции, Соц.служение Томской епархии, Финансы и Отчеты. Прямая ссылка
  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы