Память преподобного Амвросия Оптинского

Память 10/23 октября, 27 июня/10 июля.

Милость и Любовь Божия изливалась из сердца Старца.

«Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси, мирския и духовныя управляя; в конец лет своих многия труды положил еси, обитель Шамординскую убогим устрояя..» (Акафист Преподобному Амвросию, кондак 10)

Вот истории о Шамординской обители и об устроении её старцем Амвросием — здесь не спрашивали, способен ли человек доставить выгоду монастырю. Здесь видели, что человеческая душа страдает, что иному голову некуда приклонить, – и всех принимали, всех успокаивали 1.

Приходит к нему как-то незнакомый человек из Сибири, отдает ему свою маленькую дочь и говорит: «Возьмите, у нее нет матери». Этот случай побудил старца устроить при Шамординской обители детский приют, в котором скоро собралось около 50-ти девочек.

«Отец родной!» – взывает страдалец, которого по внешнему виду трудно признать человеком. Старец благословляет его и спрашивает: «Что тебе?» И через некоторое время говорит: «Ступай в Шамордино» (там устроена богадельня).

Приносят грязного, полунагого, покрытого лохмотьями и сыпью от нечистоты и истощения ребенка. «Возьмите его в Шамордино», – распоряжается старец (там приют для беднейших девочек).

А вот как об этом писал епископ Трифон (Туркестанов): «…Вот, например, – подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни святого Витта. Кроме обид, оскорблений – эта несчастная ничего не видала от людей. Понятно, почему в душе ее – раздражение, злоба против них. Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино. Вот другая – на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! – Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино. Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями. Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки. И старец отправляет их в Шамордино».

Читайте также:  Из жития праведной Иулиании Лазаревской, Муромской

Из книги о преподобном Амвросии Оптинском, написанной схиархимандритом Агапитом (Беловидовым) в 1900 году, переизданной в наши дни 2 :

«Между тем перед старцем открылось теперь широкое поле для благотворительности. Тотчас по кончине детей-наследниц, еще до открытия общины в их имении, закипела там работа. Строились корпус за корпусом. Но желавших поступить в открывающуюся общину столько вдруг нахлынуло, что едва построят дом, как уже вдвое более ждут нового помещения.

А кого старец принимал и помещал в устрояемую им общину?

Большей частью находившихся в крайней бедности вдов и сирот, а еще слепых, хромых, болезненных и вообще самых обездоленных судьбою женщин и девиц.

Приходит, например, к батюшке молодая женщина, оставшаяся больною вдовой в чужой семье. Свекровь ее гонит и говорит: «Ты бы, горемычная, хоть бы удавилась, — тебе не грешно». Старец внимательно выслушивает ее, всматривается и наконец говорит: «Ступай в Шамордино».

Или вот пример. Рассказывал бывший благочинный Оптиной пустыни, иеросхимонах Иларион: «Замужняя моя сестра подверглась тяжкому недугу, и муж оставил ее на произвол судьбы. Привезли ее больную в Оптину к старцу. Было лето. Батюшка вышел к больной, посмотрел на нее и, благословив, шутливо промолвил мне: «Ну, этот хлам-то у нас сойдет; отвезти ее в Шамордино!» Около десяти лет прожила она там в богадельне и скончалась, будучи пострижена перед кончиною келейно в схиму.

Или еще: приходит один бедняк из Сибири и отдает батюшке свою малолетнюю дочку: «Возьмите, — говорит он, — у нее нет матери, что я с ней буду делать?» Старец и эту отправляет в Шамордино. Из таких-то девочек-сирот образовался там детский приют. Среди приютянок есть одна, принятая старцем с двух лет. Батюшка тогда спросил ее: «Кем ты будешь?» Ребенок, еле умевший говорить, ясно произнес: «Истинной монашкой». «Смотри — не обмани», — заключил батюшка.

Читайте также:  Преподобный Андрей, архиепископ Критский

Из убогих же девиц и женщин образовалась богадельня человек на пятнадцать. А сколько таких было по кельям, сколько еще по дачам общины! «Батюшка, у вас именно что монастырь», — пробовал иногда пошутить по этому поводу со старцем его духовник, смиренный старичок отец Феодор. — «А что?» — «Да в какую келью ни войдешь, — там слепая, там хромая, а тут и вовсе без ног, — поневоле все уединенные. — «Ладно! Уж начнешь…», — отзывался старец, прекращая шутку. Не любил, когда так-то, бывало, вздумаешь ему «хорошее» словцо сказать, вспоминал отец Феодор. Кстати упомянуть еще здесь, что у старца-благодетеля в Козельске нанят был особый дом для призрения тех из женского пола, которые не имели полного рассудка.»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Подготовила администратор сайта Мария Пучкова.

1 По материалам сайта Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в с.Шамордино  http://www.shamordino-m.ru

2 Из книги «Преподобный Амвросии Оптинский» /Схиархимандрит Агапит (Беловидов) // Изд-во Сретенского монастыря.-2010.-с.144-145.

Запись опубликована в рубрике Служение святых ближним. Прямая ссылка

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.

  • Дорогие друзья! Поддержите проекты «Дома сестринского ухода»!

  • Рубрики

  • Архивы